Использование интернет-ресурсов в обучении русскому языку и совершенствовании культуры речи

Вопросы культуры речи в последнее время привлекают пристальное внимание не только специалистов-филологов. Все меньшее число так называемых «наивных носителей языка» ныне придерживается той точки зрения, что «в речи важна не столько правильность, сколько понятность»… Ибо форма и содержание, как известно, есть две вещи неразрывные. И немаловажной частью “инфраструктуры культуры речи” становятся действующие в настоящее время электронные ресурсы получения лингвистической информации (такие как интерактивные интернет-порталы, электронные словари, компьютерные программы коррекции письма, многопрофильные филологические базы данных и т. д.

Один из наиболее популярных в Рунете интернет-ресурсов подобного типа - информационно-консультационный портал/сайт «Культура письменной речи» (www.gramma.ru), функционирующий в рамках интернет-портала “Русское слово” (www.ropryal.ru). Сайт был создан 21 мая 2001 года и сегодня, по статистике «Яndex», занимает одно из первых мест среди филологических ресурсов Рунета. В течение четырех лет своего существования сайт пять раз удостоен Золотого кубка International Association of Webmaster and Designer's, дважды (в 2002 и 2003 г.) был номинантом конкурса Национальной Интернет-премии, в 2002 году стал победителем Всероссийского конкурса «Образование в Рунете» (в номинации «Персональный сайт»), в 2005 - победителем II Всероссийского конкурса средств массовой информации «За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности» «Грамотно, по-русски!» в номинации «Лучший проект, посвященный русскому языку в сети Интернет».

Материалы сайта с нашего разрешения используют радиостанции «Эхо Москвы» (передача Марины Королевой «Говорим по-русски»), «Русский шансон» (программа о русском языке «Поговорим»), газета «Ведомости» (рубрика о русском языке).

Общее число посетителей портала «Культура письменной речи» превышает одиннадцать миллионов, общее число подписчиков рассылок – более 30 тысяч, среднее число уникальных посетителей в день – 2000 – 2500 человек, Служба русского отвечает на 30-40 вопросов посетителей в день.

Использование материалов портала/сайта позволяет решить ряд образовательных задач:
I. Предоставить информацию по русскому языку и литературе.
II. Самостоятельно проконсультироваться, используя материалы разделов «Словари», «Архив вопросов», «Справка» и др.
III. Получить ответ от специалиста Службы русского языка на конкретный вопрос.
IV. Обратиться к одному из тематических разделов сайта для получения интересующей информации.

Портал решает также задачу поддержки учебного процесса по русскому языку и литературе. С этой целью на сайте размещен следующий материал:
1. Теоретические вопросы русского языка и литературы.
2. Методические материалы по русскому языку и литературе.
3. Материалы для подготовки к ЕГЭ, написанию реферата, сочинения.
4. Интерактивные тестовые задания по русскому языку и литературе, позволяющие проверить полученные знания.

Кроме того, портал осуществляет нормативно-правовую поддержку учителей, размещая документы МО, требования к устным и письменным ответам, стандарты и т. д.
Немаловажную роль играют различные конкурсы и игры, организованные авторами сайта, благодаря которым к освоению русского языка привлекается большое количество пользователей Интернета. Надеемся, теперь им не приходится говорить, что русский язык – это скучно.

Обзор разделов портала:

• НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА – главный раздел сайта, содержащий сведения о грамматике русского языка, грамматических трудностях и способах их преодоления, синтаксической норме, лексической системе нашего языка, принципах русской орфографии, изучение которых позволяет повысить грамотность письма; в рубрике «Стилистика» содержится информация о выборе оптимального варианта словоупотребления, устранении речевых недочетов, поиске нужного слова. Приводится анализ ошибок, возникающих при выполнении письменных работ.

• ЛИТЕРАТУРА – раздел, посвященный изучению русской литературы в старших классах. Здесь представлены учебные материалы для подготовки к устному экзамену по литературе за курс средней школы, планы и примеры письменных работ (сочинений и изложений), методические рекомендации к письменному экзамену (сочинение), вопросы экзаменационных билетов. В отдельную рубрику выделены тестовые задания для проверки знаний по различным темам школьной программы. В раздел также включены хрестоматия (электронные версии всех программных произведений 9 – 11 классов) и современный словарь литературоведческих терминов. Как раз в этом разделе школьники могут найти востребованные ими тексты произведений Л. Андреева, лихачевский перевод «Слова о полку Игореве» и многое другое. Учащиеся школ и гимназий, проинформированные учителями Санкт-Петербурга, - постоянные посетители сайта. Кроме того, здесь можно найти компактно представленные учебные материалы для повторения школьного курса литературы.

• СТИЛЬ ДОКУМЕНТА – этот раздел ориентирован на аудиторию, работающую с деловыми бумагами. В его рубриках рассмотрены языковое и композиционное оформление научного письменного текста: аннотации, реферата, рецензии, отзыва, приведены справочные материалы по правилам оформления. Рассмотрены также особенности языка деловых писем, элементы административного речевого этикета. Приведены правила и особенности оформления личных, административных и других документов, деловых писем с учетом действующих стандартов. Представлены образцы деловых бумаг.

• ЭКЗАМЕНЫ – раздел для школьников и абитуриентов, посвященный вопросам подготовки к выпускным и вступительным экзаменам по русскому языку и литературе. Здесь представлены учебные материалы для подготовки к устному экзамену по русскому языку, планы и примеры лингвистического разбора, методические рекомендации к письменному экзамену (сочинение), материалы для подготовки к ЕГЭ. Подробно рассмотрены жанры сочинений с практическими примерами и анализом типичных ошибок. В отдельную рубрику выделены тестовые задания для проверки знаний по различным темам школьной программы.

• УЧИТЕЛЯМ – методический раздел, в котором размещаются оригинальные авторские разработки уроков русского языка и литературы по различным темам школьной программы. Раздел формируется, и мы приглашаем коллег разместить на сайте интересные и полезные разработки уроков. Делиться опытом – вот главная идея раздела.

• ПОПУЛЯРИЗАЦИОННЫЙ, включающий рубрики:

"Ликбез от Gramma.ru" - популярное изложение сведений по вопросам, интересующим многих: как правильно написать ту или иную фразу, не нарушая ни грамматических, ни стилистических норм языка. Например: представить возможность или предоставить? Поставить подпись или роспись? А все многообразие наших фамилий… Склонять ли не склонять – вот в чем вопрос! В этом разделе каждый может пройти тест и выяснить, изменяется ли его конкретная фамилия. А жители сибирского города Карасук, не спавшие ночами на протяжении двух столетий, могут теперь мирно почивать, выяснив, наконец, какое именование должны гордо носить горожане, прежде стеснявшиеся называться по имени родного топонима. Кто живет в Копейске? Копейка? А в Анадыре? Анадырка? Прийти или придти? Кем приходится нашему тыну двоюродный плетень?

"А вы знаете?.." – раздел, ставящий задачу занимательно рассказать о русском языке. Действительно, знаем ли мы, что Иван – имя не русское? Или чем отличаются по значению слова вестибюль, фойе и холл? А как платить по гамбургскому счету? Или почему мы так говорим: клюква развесистая, попасть впросак, дурак дураку рознь? Здесь же - любопытные сведения из жизни языка, история происхождения и значение фразеологизмов, крылатых выражений, этимология слов.

"Перлы знатоков" - коллекция речевых ошибок, выдержек из письменных работ абитуриентов и школьников, фрагментов интернет-ресурсов. Интернет-перлы: "Горячая вакансия. В цех по производству туалетной бумаги требуется инженер-испытатель. Опыт работы по соответствующему профилю не менее двух лет" (из объявления). Приведем в качестве примера и несколько «хитов» сезона 2002. Выловленные Н.Ю.Смирновой "очепятки": "масонская ложка", "папье-мамше"; оригинальная орфография: "икронизировать роман", "Донки Ход"; из сочинений: “Вдоль дороги сидел воробей”, “Шолохов описывает, как у красноармейца Трофима родился жеребенок”.

"Веселый этимологический словарик" - более тысячи толкований слов, придуманных авторами сайта и его читателями, например: неряха – туловище, лепёшка – скульптура, уховертка – мать двоечника, сопрано – кража и др. То есть, создавая ресурс, мы стремились избавиться от "суровости" и "сухости" официальных сайтов и вместе с тем не уподобиться тем ученическим и студенческим ресурсам, где принята слишком "свободная" манера общения. Одним из наших принципов является и неформальность при ответах на вопросы (а спрашивают нас не только о том, как следует писать - "согласно приказу" или "согласно приказа" (это, пожалуй, самый часто задаваемый вопрос), а и, например, где найти литературу по лексике и стилистике ... некрологов или что такое автокефальная церковь...). В рубрике "Из уст в уста" - находки внимательных читателей, столкнувшихся с курьезными ситуациями, языковыми казусами и нелепицами в различных публикациях, в речи окружающих. Ну как можно пропустить такую, к примеру, вывеску: Трикотажное ателье «Иллюзия».

• ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЙ, в который входят:
o «Библиотека “Словесника”», содержащая электронные версии учебников и учебных пособий по лингвистике, русскому языку и литературе, статьи литературных критиков, литературные произведения.
o Словари деловых, финансовых, компьютерных терминов, новейших заимствований, недавно вошедших в широкое употребление; словари паронимов, синтаксической нормы, иноязычных выражений; словарь фразеологизмов и устойчивых выражений, орфоэпический словарик, словарь литературоведческих терминов, терминологические словари делопроизводства и делового общения, словарь фамилий, проективный лексикон «Дар слова», а также веселый псевдоэтимологический словарик. Ведется работа над словарем цветобозначений.

• «КОЛОКОЛ» - раздел, в который включены статьи, мнения и комментарии по актуальным проблемам современного русского языка (культура речи, грамотность, язык СМИ, Интернета, научных публикаций и др., реформа русской орфографии) и вопросам, связанным с реформой системы образования (школьное образование, Единый Государственный экзамен, преподавание русского языка и литературы и т. п.).

• Справочная служба русского языка
Деятельность справочной службы сайта «Культура письменной речи» ориентирована на самое разнообразное по тематике консультирование. Вместе с тем значительная часть поступающих вопросов посвящена, как свидетельствуют статистические данные, проблемам языковых и коммуникативных норм: большая часть обращений посвящена языковым проблемам (не менее 80% вопросов), около 20% вопросов носят историко-литературный характер; при этом значительная доля (около 60%) лингвистических вопросов касается разных типов норм. Также традиционными являются не вопросы, а комментарии и суждения граждан, в которых они выражают, часто с опорой на собственные представления о нормах литературного языка, свое отношение к современной русской речи.
Проводимые в ходе деятельности справочных служб мониторинг вопросов и ответов и их анализ позволяют осуществлять выработку практических рекомендаций для образовательных учреждений. Наблюдения и выводы исследования могут быть учтены в системе подготовки учащихся к экзамену по русскому языку, а также в системе обучения русскому языку.
Интерактивность ресурса обеспечена системой вопросов-ответов и консультаций, рассылками по основным разделам сайта: «Говорим и пишем правильно», «Готовимся заранее - экзамен по русскому языку и литературе в школе и вузе», «Язык деловых бумаг», «Анонсы “Культуры письменной речи”».

Для оперативного доступа к информации, размещенной на сайте, разработана автономная поисковая система. Таким образом, в процессе использования ресурса «Культура письменной речи» в учебной деятельности обеспечиваются:
• интерактивность
• индивидуализация обучения
• развитие навыков поисковой деятельности в информационном пространстве
• развитие навыков проектной деятельности
• мотивация самостоятельного получения знаний (в том числе через участи в конкурсах)
• оценка качества полученных знаний, умений, навыков и эффективности обучения (в системе тестирования)
• избирательность подхода к получению информации
• подготовка к экзаменам в школе и вузе
• оперативный обмен информацией между учителем и учеником, между учащимися
• представление новых учебных пособий по русскому языку и литературе

Светлана Павловна Белокурова,
учитель гимназии № 405 Красногвардейского р-на

Rambler's Top100
Сайт создан в системе uCoz