О курсе информатики Тур С.Н., Бокучава Т.П. для 2—4 классов начальной общеобразовательной школы

Цели изучения информатики в начальной школе:

    освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;
    овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
    развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни
    воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

В ходе обучения информатике по данной программе с использованием предлагаемого программно-методического комплекта:

    3 учебника-тетради для учащихся (для 2, 3 и 4 классов);
    методические рекомендации для учителя на каждый год обучения;
    самостоятельные, проверочные и контрольные работы (в 2-х вариантах) в учебниках-тетрадях для учащихся (для 2 и 3 классов), в 4 классе — вынесены в отдельную тетрадь-вкладыш;
    электронное пособие, содержащее учебные программы для уроков со 2 по 4 классы (на CD)

решаются следующие задачи общего учебного процесса:
    формирование общеучебных умений: логического и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);
    формирование умения представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
    формирование понятий "команда", "исполнитель", "алгоритм" и умений составлять алгоритмы для учебных исполнителей;
    привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроках информатики по данной программе, необходимы учащимся для продолжения образования и последующего освоения базового курса информатики.

В содержательном плане данная программа является основой любого базового курса информатики, ориентированного на овладение минимумом содержания образовательной области "Информатика и информационные технологии".
Содержание курса построено на следующих дидактических принципах:

    отбор и адаптация к начальной школе материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями школьников, уровнем их знаний в соответствующем классе и междисциплинарной интеграцией;
    формирование логического и алгоритмического мышления в оптимальном возрасте, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка;
    индивидуально-личностный подход к обучению школьников;
    овладение поисковыми, проблемными, исследовательскими и репродуктивными типами деятельности во время индивидуальной и коллективной работы на уроке, дополнительная мотивация через игру
    соответствие санитарно-гигиеническим нормам работы за компьютером.

Тематическое планирование включает:

Второй класс (34 часа)

Введение в предмет (1 час). Введение в предмет. Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров — сказка "Компьютерная школа".

Введение в логику (32 часа). Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Выделение существенных признаков предметов. Знакомство с множествами. Вложенность множеств. Логика и русский язык. Подготовка к введению понятия "симметрия". Симметрия. Паркеты. Контрольная работа. Логические концовки. Решение логических задач. Знакомство с отрицанием. Логика и математика. Контрольная работа. Решение задач на повторение. Понятие "массив". Работа с массивами. Повторение. Годовая контрольная работа.

Резерв (1 час)

Третий класс (34 часа)

Повторение изученного материала (3 часа). Повторение. Логика и русский язык. Логика и математика.

Понятие информации. Виды работы с информацией. Логика и информация (29 часов). Что такое информация? Виды информации. Способы передачи и получения информации. Свойства информации. Игра «Информация и мы». Кодирование информации. Кодирование информации с помощью алфавита, пронумерованного по порядку. Кодирование информации с помощью алфавита, пронумерованного в обратном порядке. Кодирование информации с помощью трафаретов. Хранение информации. Организация хранения информации. Контрольная работа. Базы данных. Обработка информации. Поиск информации. Игра "Веселая информатика". Контрольная работа. Повторение изученного материала — игра «Учение с увлечением». Логика и информация. Обобщение изученного материала. Годовая контрольная работа.

Резерв (2 часа)

Четвертый класс (34 часа)

Повторение изученного материала (2 часа). Повторение.

Алгоритмы и исполнители (30 часов). Понятие алгоритма, исполнителя. Примеры алгоритмов. Виды алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы. Игра "Фокусы с числами". Разветвляющиеся и циклические алгоритмы. Контрольная работа. Знакомство с алгоритмическим языком стрелок. Алгоритмический язык стрелок: линейные алгоритмы, игра «Найди клад»; контрольная работа; циклические алгоритмы; пропедевтика вложенных циклов; контрольная работа. Исполнитель Колобок на линейке. Самостоятельная работа. Понятие о координатной плоскости. Игра-диктант "Расположи предмет". Алгоритмы работы с координатной плоскостью. Повторение изученного материала. Годовая контрольная работа.

Резерв (2 часа)

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу

Учащиеся должны знать:
    роль информации в деятельности человека;
    источники информации (книги, пресса, радио и телевидение, Интернет, устные сообщения);
    виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), свойства информации;
    типы информации, воспринимаемой человеком с помощью органов чувств (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и тактильная);
    способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке, хранении;
    понятия алгоритма, исполнителя;
    назначение основных устройств компьютера (устройства ввода/вывода, хранения, передачи и обработки информации);
    этические нормы при работе с информацией и правила безопасного поведения при работе с компьютерами.

Учащиеся должны уметь:

    выделять признак, по которому произведена классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности
    выявлять причинно-следственные связи и решать задачи, связанные с анализом исходных данных;
    решать логические задачи;
    решать задачи, связанные с построением симметричных изображений несложных геометрических фигур;
    приводить примеры массивов, работать с одним и несколькими массивами в пределах изученного материала;
    упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (по возрастанию и убыванию);
    осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки;
    организовать одну и ту же информацию различными способами: в виде текста, рисунка, схемы, таблицы в пределах изученного материала;
    шифровать информацию одним из изученных способов;
    организовать информацию в виде базы данных и составлять запросы к базе данных в пределах изученного материала;
    выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания, строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
    исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполни- телей;
    работать с положительными, отрицательными числами и алгоритмами на координатной плоскости;
    создавать и изменять простые информационные объекты на компьютере (при наличии ПК);
    вводить текст, используя клавиатуру компьютера (при наличии ПК).

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в учебной деятельности и повседневной жизни:

    ? готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;
    ? применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
    ? придерживаться этических норм при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.

Данный курс информатики для начальной школы предназначен для общеобразовательных учебных заведений с использованием компьютеров и в безмашинном варианте. Жестких ограничений к компьютерам и программному обеспечению нет (можно использовать любые современные компьютеры и программное обеспечение, имеющиеся в наличии в школе).

Курс предусматривает различные варианты преподавания информатики:

    учителем начальной школы в классе;
    учителем информатики в компьютерном классе;
    учителем начальной школы с использованием 1—2 и более компьютеров в кабинете в качестве электронной доски при введении нового материала и проведении коллективных практических работ в виде эстафет и т. п.;
    учителем начальной школы в классе и учителем информатики в компьютерном классе, в этом случае учитель начальной школы осуществляет теоретическую подготовку учащихся, учитель информатики — практическую.

Наличие дополнительного задания в каждом уроке позволяет осуществить индивидуально-личностный подход к обучению учащихся, а также в случае ограниченного доступа к компьютерной технике или ее отсутствия позволяет учителю более гибко планировать учебный материал.

Методическое пособие содержит в качестве приложения критерии оценивания знаний и умений учащихся, а также полный список дополнительной литературы для учителя.

Умения и навыки выпускника начальной школы могут быть проверены путем выполнения ими совокупности заданий в письменной форме и на компьютере.

Пример итоговой работы за курс начальной школы

I. Письменная работа

1.Среди перечисленных высказываний найди истинные высказывания и подчеркни их одной чертой.

    • Информация — это сведения об окружающем нас мире
    • Древний человек для передачи информации использовал телефонную связь, радио- и телевещание, компьютерные сети.
    • Основные виды действий, производимых человеком над информацией — это чтение, сложение, пение и рисование.
    • Источниками информации для современного человека являются книги, пресса, радио и телевидение, Интернет, устные сообщения.
    • Достоверность, полнота, своевременность, понятность и полезность — это свойства информации.
    • Поиск информации — это одно из действий, производимых человеком над информацией.
    • При работе с техническими устройствами информацию разделяют на текстовую, числовую, графическую и звуковую.
    • Монитор предназначен для хранения числовых, текстовых и графических (например, рисунков и фотографий) данных.
    • Алгоритм — это последовательность действий (команд), выполнение которых позволяет достигнуть поставленной цели.
    • Исполнители алгоритмов — это музыкальные инструменты.

2.Перечисли поля, которые ты бы определил в базе данных "Школьные принадлежности".

3.Напиши 2 запроса к базе данных "Школьные принадлежности".

4.Представь информацию об основных устройствах компьютера в виде текста, рисунка, схемы или таблицы.

5.Запиши вывод, который можно сделать из пары посылок:

    • Каждый ученик имеет право учиться на отлично.
    • Андрей — ученик 4 класса.
    Вывод:__________________

II. Работа на компьютере

(По выбору учителя выполняется 1—2 представленных задания)

6.Задание на создание в текстовом редакторе небольшого сообщения на заданную тему с использованием информации, найденной в электронных словарях, справочниках, энциклопедиях или каталогах по выбору учителя.

7.В одном из приложений (текстовом или графическом редакторе) учитель заранее создает объекты-карточки, на которых представлены числа, слова, рисунки. Учащимся предлагаются примерные задания: расположить числа в порядке убывания; расположить слова в обратном алфавитном порядке; расположить рисунки в алфавитном порядке названий этих предметов.

8.Задание на исполнение или составление несложного алгоритма для одного из изученных компьютерных исполнителей.


      Rambler's Top100
      Сайт создан в системе uCoz
      Сайт создан в системе uCoz