Использование ИТ на уроках астрономии как средство повышения качества образования школьников

В данной разработке содержится описание УМК по астрономии, фрагмент которого «Строение Солнечной системы» был представлен на 2 городском фестивале «Использование ИТ в образовательной деятельности».
Работа с использованием данного пакета проводилась в течении 3-х последних лет в 11 классах школы 225. В 2005-06 учебном году в связи с переходом школы на реализацию программ профильного обучения в старших классах, была разработана программа элективного курса на основе ранее созданных материалов, которая прошла экспертизу Регионального экспертного совета.
Цель создания УМК - совершенствование способов и методов обучения предмету с использованием ИКТ с целью повышения качества образования.
Элементы, составляющие пакет, рассчитаны на применение как на уроках, так и при самостоятельной деятельности учащихся во внеурочное время. Пакет состоит из трех блоков: методического, дидактического и блока, содержащего творческие работы учащихся.

Методические материалы
1). Программа элективного курса по астрономии «Мир вокруг нас», рассчитанная на 34 часа занятий;
2). Календарно-тематическое планирование с учетом использования программы «Открытая астрономия», «Уроки открытого колледжа», что позволяет учитывать возможности дистанционного обучения с применением вышеназванных компьютерных программ;
3). Электронные версии конспектов уроков с применением презентаций, выполненных учителем, учитывающие использование программ «StarCalc», «Orbits», «RedShift»;
4). Электронные версии конспектов уроков с использованием программы «Orbits» по изучению строения Солнечной системы. Уроки позволяют учащимся на основе заданий, выдаваемых учителем, самостоятельно получить необходимую справочную информацию и изучить особенности строения планетарной системы. Рассчитаны на проведение в компьютерном классе, где учащиеся могут работать в минигруппах.

Разработки занятий с применением компьютерных обучающих программ содержат:
. подробный план урока с рекомендациями по использованию программ,
. заданиями для учащихся;
. рабочие листы для учащихся;
. словарь;
. дополнительные сведения.

Астрономия - предмет, изучение которого невозможно без использования большого количества иллюстративного материала. Компьютер служит средством для создания с помощью Microsoft Power Point презентация (слайд-шоу) по этому предмету.
Каждая разработка с применением средств Microsoft Office состоит из:
. презентации (слайд-шоу) по теме урока (документ Power Point),
. описания содержания слайдов,
. плана урока с вопросами для обсуждения
. дополнительных материалов для подготовки учителя к уроку (документы Word).

Компьютерной поддержкой обеспечен каждый урок курса, всего 34 часа. Проводится занятия могут в разной форме: лекционной, групповой, индивидуальной. Слайды используются для демонстрации вида и наблюдаемых особенностей различных небесных объектов, для сравнения и анализа полученной видеоинформации и, в зависимости от уровня подготовки класса, могут применяться различным образом.

Разработки охватывают все темы курса и содержат уроки разных типов: изучения нового, закрепления, обобщения, контроля знаний. Уроки проверки знания проходят в два этапа – выполнение тестового задания на бумажном носителе и работа с компьютерными презентациями по анализу представленных изображений.

На уроках по получению новых знаний в виде лекций презентации служат для иллюстраций, сопровождающих рассказ учителя. При проведении уроков в форме беседы слайд-шоу используются для создания проблемной ситуации на уроке. В этом случае предъявленные фото и видеоматериалы обсуждаются с учащимися, которые в ходе беседы получают навык сравнения и анализа полученной информации, учатся выдвигать гипотезы, искать их подтверждение, правильно интерпретировать увиденное. Серии слайдов, видеофрагментов и модели отражающие этапы развития космического объекта предназначены для организации мыслительного эксперимента. Таким образом, использование ИТ в виде презентаций с видеофрагментами, работы с интерактивными моделями позволяют активизировать учащихся на занятии, стимулируют их познавательную активность, способствует формированию элементов проектной и исследовательской деятельности: выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы). Кроме того, в процессе обсуждения учащиеся учатся слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус.

На уроках контроля знаний по теме презентации используются для проверки качества знаний учащихся, подобранный материал сопровождается рядом вопросов, на которые учащиеся отвечают, используя знания, полученные ранее или при обсуждении представленных демонстраций. В этом случае предъявляются слайды как ранее использованные, так и новые, содержащие подобную информацию.

Материалы разработанные по данному курсу могут быть использованы учащимися для восполнения пробелов в знаниях, самостоятельной работы при подготовке сообщений, творческих работ, так как содержат большое количество дополнительной информации, и отвечают самым разнообразным интересам школьников в области изучения астрономии.

Пример использования лекционного слайд-шоу.

В качестве примера использования лекционных слайд-шоу можно привести краткое описание фрагмента урока «Планеты Земной группы». На слайде представлены 4 фотографии общего вида планет, полученных с околоземной орбиты. Вопросы учащимся:

. Перед вами фотографии планет Земной группы. Назовите их.
. Почему две из представленных планет видны в неполной фазе?
. Какие видимые общие признаки планет вы заметили?
. Четко ли видны границы поверхности планет? В чем причина?
. Хорошо ли видны детали рельефа поверхности? В чем возможная причина?
. Какие детали рельефа лучше всего видны?

В результате обсуждения ответов на вопросы необходимо вспомнить конфигурации планет, проанализировать причины наличия или отсутствия атмосферы, обсудить ее роль в формировании рельефа планет, создании климатических условий на планете. Следующий этап – обсуждение различий физических условий на планете, формирования деталей на поверхности, где слайд-шоу иллюстрирует рассказ учителя. Завершается урок сравнением моделей строения планет Земной группы, на основании которого делается вывод об общности не только внешних признаков, но и структуры планет.

Пример слайда из проверочной презентации:

Вам представлено два изображения одного явления, полученные в разные годы.
Рассмотрите фотографии и ответьте:
. Какое явление наблюдается?
. Как называется серебристое свечение?
. Почему на разных фото оно имеет разную форму?

Дидактические материалы

1). Тесты по темам курса астрономии предназначены для контроля уровня знаний учащихся и применяются в дополнении к слайд-шоу проверочного характера. Совместно с теоретическими вопросами по теме позволяют провести комплексную проверку знаний учащихся по теме.
2). Задания к уроку в форме дидактических игр, вопросов к творческим работам учащихся применяются на этапах закрепления знаний, а также для организации самостоятельной работы школьников после уроков.
3). Электронные пособия по теме «Строение Солнечной системы», «Марс», «Юпитер» применяются в первую очередь для самостоятельного изучения астрономии, где роль учителя выполняет компьютер. Система может использоваться как для индивидуального обучения, так и для работы на уроке, так как предлагает ученику активно включится в работу, заставляет задумываться над предложенным материалом, а не воспринимать его пассивно. Содержание пособий структурировано таким образом, что учитывает особенности восприятия текста с экрана компьютера, поэтому информация подается в сжатом виде. С методической точки зрения материал уроков представлен в строгой логической последовательности, содержит опорные вопросы, способствующие лучшему усвоению материала. Учебник хорошо иллюстрирован, содержит много фото и видеоматериалов. Итоговые работы по каждому уроку состоят из тестов двух уровней сложности и содержит вопросы не на простое воспроизведение материала, а позволяет проверить степень осмысления пройденного материала. Пособия сопровождаются словарем, содержащим справочный материал. Поисковая система словаря позволяет быстро и просто ориентироваться в представленной информации.
4). Справочные материалы в виде таблиц
5). Ссылки на некоторые астрономические сайты
6). Аннотации к программам по астрономии и энциклопедическим дискам позволяют быстро ориентироваться в электронных средствах обучения и применять эти материалы учителем при подготовке к урокам.
7). Критерии оценки Публикации, Презентации, Реферата предназначены для того, чтобы помочь учащимся провести самооценку выполненной творческой работы, стимулировать его к совершенствованию.
8). Набор иллюстраций и рисунков
9). Видеофрагменты
10). Модели (Открытая физика 2.5, Уроки Открытого колледжа)
Представленные материалы размещены на школьном сервере, что дает возможность учащимся обращаться к ним самостоятельно.

Ресурсы

Для демонстрации достаточно демонстрационного компьютера в кабинете физики и астрономии: системные требования: Windows 98/ME/2000/NT/XP, 64 MB RAM, Ms Word 97/2000/XP, Power Point 97/2000/XP, CD-ROM, 180 Мb для установки «Открытой астрономии» или 25 Мb для использования только моделей.
Для проведения уроков в групповой форме с применением обучающих программ необходимо наличие компьютерного класса (10-12 мест) системные требования: Pentium-330, RAM 32 МВ, мышь.
Для создания презентаций использованы фото и видеоматериалы, опубликованные на дисках
. «Новейшая энциклопедия астрономии и астрологии», CD, http://zmeyka.org
. «Атлас Солнечной системы», CD, Эксфорс, М., 2002
. «Большая энциклопедия космоса», CD, 2003
. «Открытая астрономия 2.0», СD, ФИЗИКОН, Авт. Гомулина Н., 2004
. “RedShift4”, CD, Cinegram MediaInk, 2002
. «Астрономия» Полный мультимедийный курс. CD, «Руссобит Паблишинг», М., 2003
. «Вселенная». Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. CD, Делта-ММ корп., 2002
. Космические фотографии NASA, 2000 DELTA-MM Corp., и на сайтах
. http://antwrp.gsfc.nasa.gov/apod/astropix.html
. http://rapod.chat.ru
. http://heritage.stsci.edu/public/gallery/galindex.html
. http://antwrp.gsfc.nasa.gov/apod/astropix.html

Материалы, созданные школьниками

Материалы являются результатом творческих работ школьников в форме рефератов, презентаций и публикаций, сопровождающих реферативные работы. Создание презентаций и публикаций требует от учащихся активной переработки материала, выделения главной идеи работы. В процессе создания презентации необходимо переосмыслить имеющуюся информацию, структурировать ее, выстроить логическую завершенность каждого слайда. Такая работа выводит учащегося на новый уровень усвоения знаний.

Сама идея создания УМК, его структура и составные части таковы, что направлены на постоянную активную деятельность учащихся на всех этапах урока, самостоятельной деятельности. УМК позволяет не только учителю использовать новые информационные средства для повышения эффективности процесса обучения. В процесс научения учащиеся активно используют современные информационные технологии для получения и формирования устойчивых знаний, тем самым повышая эффективность усвоения знаний, полученных в процессе активной работы.

Большое количество творческих работ учащихся разных классов, часть из которых вошла в пакет, высокий уровень знаний выпускников говорит об эффективности и перспективности его использования.

Келлих Татьяна Генриховна,
учитель физики и астрономии,
зам директора по УВР и ШИС,
школа 225, Адмиралтейский район

Rambler's Top100
Сайт создан в системе uCoz