ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«БАЛ КУЛЬТУР: ТАНЦУЯ ВМЕСТЕ».
ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Жигалко Елена Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе школы № 411 "Гармония" Петродворцового района.

« Я возвращаю вкус празднику, что давным- давно позабыт.
Праздник – это завершение долгих приготовлений к празднику,
вершина горы после изнурительного подъема,
алмаз, который тебе позволено добыть из глубин Земли…»
Антуан де Сент Экзюпери»

«Бал культур: танцуя вместе» - образовательный проект, основанный на решении конкретных жизненных проблем в сфере культуры и образования. Новизна этого опыта в том, что в нем удалось оптимально осуществить интеграцию общего и дополнительного образования, что позволило смоделировать поликультурную образовательную среду и дало возможность деятельно осваивать многообразие языков культур. Этот проект результат большой, долговременной, системной, разнообразной творческой деятельности педагогов, детей родителей, образовательных учреждений. В основе проекта лежит комплексная система межличностного и межпоколенческого общения.

Долгосрочная цель проекта:
Формирование сознания человека, открытого мировой культуре, толерантного, способного к диалогу и плодотворному взаимодействию культур.

Е. В. Жигалко

Цели проекта:
1.Создание путем объединения, интеграции и консолидации культурных объектов и образовательных учреждений культурно -образовательного пространства для подростков и молодежи , организация новой формы досуга – Молодежного бала.
2.Предоставление подросткам равных возможностей для самовыражения и самореализации в общении средствами искусств : музыки, танца, театра и художественного творчества.

Задачи:
1.Формирования новых культурных потребностей.
2.Приобщение к опыту сотрудничества и общения.
3. Развитие толерантности
4.Сохранение и развитие культурных традиций России.
5.Приобщение к культуре других стран.
6. Приобщение к культуре созидания.

Участники проекта: юноши и девушки старших классов, педагоги общего и дополнительного образования, хореографы, организаторы праздников, руководители творческих коллективов, родители.
Сам бал это только итог и обобщение большой работы, которая осуществляется в процессе его подготовки. Это результат всей предыдущей воспитательно-образовательной деятельности.
В мировой культуре бал – сложное, многоплановое явление, которое развивалось вместе с общественной и культурной жизнью не только России, но и всего мира. Бал - это синтез искусств, синтез культур: культуры танцевальной, музыкальной, художественной; культуры отношений, чувств, общения; культуры праздника; национальных культур. Поэтому сам бал – некий культурный результат совместного образовательного процесса школы и учреждений дополнительного образования (Дома детского творчества, школы искусств, музыкальной школы ит.д.), а подготовка к нему - содержание образовательной деятельности.
Главное происходит в подготовительный период, вернее во время реализации всей программы проекта. Программой проекта предусмотрено, чтобы его участники могли поэтапно прожить подготовку к балу, увидеть, ощутить, почувствовать, осмыслить результат своей творческой деятельности.
Успешное развитие всех составляющих проекта невозможно без интеграции учебных предметов (в основном это предметы гуманитарного и художественного циклов) и без интеграции общего и дополнительного образования. В рамках нашего проекта - это такие предметы как, – технологии эффективного общения, музыка, история, литература, МХК, этика, эстетика, изобразительное искусство, психология, краеведение, хореография, театр.

Реализация программы проекта предполагает:
• Развитие культуры диалогического общения.
• Практические занятия в школе музыки, танца и этикета.
• Исследовательскую деятельность (история музыки, танца, бальной культуры, костюма, история культуры, история Санкт Петербурга).
• Разработку методических материалов.
• Создание творческих работ.

Подготовка к проекту осуществляется в течение определенного времени (учебный год, календарный год, несколько месяцев и.т.д.)

/tr>
Алгоритм проведения нашего проекта таков:
1. Выбор или объявление темы бала.
2. Определение круга участников.
3. Разработка методических рекомендаций и методических пособий.
4. Запись на видео носители обязательной танцевальной программы. 5. Организация встречи руководителей.
6. Обеспечение всех участников методическим материалом.
7. Задание вектора исследовательской работы по теме бала.
8. Создание с помощью ИКТ творческих и исследовательских работ по теме бала.
9. Разучивание обязательной танцевальной программы.
10. Изучение национальных танцев.
11. Подготовка собственного танцевального или художественного подарка балу.
12. Конкурс пригласительного билета.
13. Выполнение творческих заданий на уроках художественно-гуманитарного цикла.
14. Изучение бального этикета.
15. Занятия в « Школе этикета»
16. Занятия в студиях общения (тренинги)
17. Создание сценария промежуточных творческих встреч.
18. Проведение танцевальных и художественных мастер-классов.
19. Создание сценария бала.
20. Подбор музыкального сопровождения.
21. Конструирование бального костюма
22. Разработка дизайна пространства, где будет проходить бал.
23. Проведение бала.
24. Рефлексия события: круглый стол; анкетирование; творческие работы.
25. Обобщение опыта. Создание на основе творческих работ, фото и видео материалов, анкет и отзывов брошюр, журналов или видеофильма по итогам встречи.

Все это говорит о целостности и сложности заявленной культуры.
В последнее время обращение к форме и жанру исторического бала стало популярным и модным и во взрослой и молодежной среде. Но оно, как правило, сводится к реконструкции бала как такового и преследует цели сохранения и постепенного внедрения в повседневную жизнь современных детей старых русских обычаев, этикета, традиций ценностей, нравственных норм, мироощущения. Бесспорно, это все ценно и важно, но мы предлагаем иной ракурс, иной взгляд через призму времени, современности и юношеского возраста. Ведь любая традиция живет, если только обновляется и развивается. Простое повторение естественно ведет к утрате интереса. Нужны новые импульсы. Балом можно восхищаться, вспоминать, ностальгировать…. А можно создать нечто новое, основываясь на традициях и культуре и сделать это новое действенной формой общения и созидания.
Балу, как игре, свойственна повторяемость – он может быть «разыгран» вновь и вновь. Навыки этой игры передавались от поколения к поколению. Обучение законам и правилам бала было неотъемлемой частью воспитания, и только вследствие внешних обстоятельств цепь времен прервалась. Мы возвращаемся к старым традициям и синтезируем их с новыми. И как прежде мы задаем тему балов: «Исторический бал», «Русский бал», «Средневековый бал», «Литературный бал», «Пушкинский бал», «Лицейский бал», «Новогодний бал», «Бал-маскарад», «Бал-компромисс» (синтез исторического и молодежного балов), «Выпускной бал», Бал-игра «Вы поедете на бал?» (для учеников младшей и средней школы) Международный фестиваль «Бал культур: танцуя вместе».
Особенность проекта в том, что образовательное пространство создается, а не осваивается. Каждые следующие устроители проекта, новое содружество подростков и педагогов наполняют проект своим содержанием, осуществляя свой поиск, проживая свой опыт, делая свои открытия – сотворяя, таким образом, свое содружество, свою культуру.
Проект можно осуществлять на школьном, межшкольном, районном, городском, межрегиональном и международном уровнях.

Вот пример программы Международного бала, которая была осуществлена школой №411 «Гармония», Домом детского творчества Петродворцового района при поддержке администрации района и муниципального образования в декабре 2006 года.

Название проекта – Международный фестиваль «Бал культур: танцуя вместе». Встреча III - « И вновь танцует время вальс»

Тема: Диалог культур. Воспитание толерантности.

Участники проекта – Россия Санкт-Петербург, школы Петродворцового района, Москва школа №734, Межрегиональный общественный фонд «Бал тысячилетия», республика Карелия,г.Петрозаводск, г.Кондопога, Финляндия, гимназия г.Парола.
Место проведения: Санкт-Петербург, Петродворец, Белый зал Большого дворца Петергофа, ГОУ школа №411 «Гармония».
Встреча проходила в течение 4 дней.
День первый. «Встреча». Церемония открытия фестиваля. Представление творческих «визитных карточек» делегаций. Экскурсия по Большому дворцу Петергофа. Встреча с творческими коллективами Петергофа. Общая репетиция к балу.
День второй «Танцевальное сотворчество». Танцевальные и художественные мастерские. (мастерские проводят руководители представленных делегаций).
Программа мастерских: «Бальные игры», «Исторические танцы», « Художественный салон», «Общественные танцы», «Танцы и игры народов Карелии», «Финские народные танцы», «Петербургский бал: история и современность», «Бразильский карнавал», «Фламенко», «Хип-хоп».
Студии общения. Общая репетиция к балу. Игра «Этикет. Этикет? Этикет!», Танцевальный вечер «Танцевальный калейдоскоп» (по итогам мастерских)
День третий «Бал культур». Индивидуальная подготовка к балу. Международный бал. Автобусная экскурсия «Ночной рождественский Петербург».
День четвертый «Прощальный реверанс». Круглый стол участников встречи. Отъезд делегаций.
Программа III Международного бала. I отделение «Путешествие во времени»: Полонез, Вальс «Знакомство», Венский вальс, Вальс «Вспоминая Паролу», Игра «Ручеек», Фигурный вальс. Мазурка, Полька «Большое спасибо», Экосез, Гальярда, Романеска. II отделение «Путешествие в пространстве»: Финский танец «Кикапо», Фигурный вальс «Над Парижем», Венгерский танец, Игра «Воротца», Полька «Тройка», «Вирджиния», Фокстрот. Танго, «Новогодняя кадриль», Венский вальс, «Семейный вальс», Вальс «Прощание». Но самая важная составляющая всей целостности проекта - культура общения. Это новая форма образовательной деятельности, где естественным путем происходит познание секретов человеческих взаимоотношений и передача образцов культурного поведения от старших к младшим, где происходит взаимообмен национальных культур. Для педагогов это новая форма образовательной деятельности, позволяющая решать актуальные личностные проблемы подростков и молодежи силами самих юношей и девушек при поддержке и помощи педагогов, родителей и других взрослых.
Наиважнейшим условием проекта является то, что бал молодые люди создают сами в содружестве со взрослыми. Общая культура праздника создается культурой каждой отдельной личности, взаимодействием индивидуальностей. Создавая бал, юноши и девушки приобщаются к культуре созидания, в отличие от культуры потребления. Это повышает в молодых людях самоуважение, доверие к другим людям, открытость, толерантность, формирует новые культурные потребности.
Знакомство с культурой общения в пространстве бала для юношей и девушек становится не самоцелью, а естественным стилем общения. Атмосфера бала, его эстетика, красивая музыка, наряды, танцы, доброжелательные люди воспитывают ребят не только внешне, но и возвышают изнутри и они искренне хотят стать красивыми, ощутить свое эстетическое достоинство. Это так важно, особенно сейчас, когда средства массовой информации обрушивают на нас информацию достаточно противоречивого содержания.
Бесспорно, молодежная субкультура динамична, многолика, разноуровнева, авангардна, но также как любой ребенок, она хочет внимания, заботы и подсознательно «семейных» устоев и традиций. И чем больше у нее, так называемой свободы, тем больше ностальгия «по правилам игры».
В наш техногенный век мы все больше и больше отдаляемся друг от друга. Мы утрачиваем возможность слышать и быть услышанными. Но наряду с дискотечным, шквальным стилем общения молодым людям необходим и другой уровень общения. Ведь трудней всего не быть услышанным, а заставить себя услышать другого. И именно бал и все средства его выразительности встают на службу замечательной формулы общения: «Слушайте и услышаны будете».
Культурно - образовательная ценность этого проекта, в том, что в процессе его реализации эффективно воспитывается толерантное отношение к себе и окружающим, развивается коммуникативность, чувство партнерства, происходит обогащение новыми культурными знаниями, новыми чувствами, развивается культурный темперамент, в полной мере осуществляется гендерное воспитание, решается проблема «отцов и детей», рождается опыт создания нового праздника, и, наконец, в результате всего этого прививается цивилизованный уровень общения.
В целом у бала 300 летняя история. И она продолжается. Значит, в этой форме сокрыты некие секреты. В 19 веке инициатором и организатором бала в России выступала семья, взяв на себя не только организацию досуга для членов семьи, но и формирование культурно-образовательного пространства для подрастающих детей. Сегодня школа вынуждена отчасти брать на себя заботы, которые исторически выполняла семья. Бал в школе становится новой формой культурной общественной жизни, совместного быта учеников, их друзей, родителей, учителей – сообщества людей разных поколений.
Этот проект как воронка, в самом хорошем смысле, вовлек в свое движение самый широкий круг партнерства и общения: Сверстники-сверстники, ученики – педагоги, дети – взрослые, дети –родители, родители – педагоги, родители- родители, педагоги – педагоги, девушки –юноши, женщины –мужчины, дамы и кавалеры, представители разных вкусов, разного темперамента, разных регионов, разных национальностей, разных стран.
Это уникальное социокультурное явление. Это не мероприятие, которое организуют с детьми, а созидание нового праздника. Один из основных принципов построения программы проекта – направленность деятельности на созидание культурного продукта. Создавая вместе образ современного бала, мы хотим этого или нет, творим современную культуру. Создание современной культуры осуществляется каждой индивидуальностью и проявляется в культуре личности, культуре праздника, культуре диалога – все это есть вклад в общую культуру города, страны мира. Я присоединяюсь к словам, сказанным руководителем I международного проекта «Бал культур: танцуя вместе» Валентины Алексеевны Хорош « У школы есть возможность посредством бала включить учеников в созидательный процесс творения современной культуры. Тогда дети не просто ученики, а люди, создающие культуру наравне со взрослыми. И сама школа, в таком случае, имеет шанс на постоянное обновление, развитие и открытие новых образовательных пространств.»
«…У человечества не остается иного выбора кроме диалогического способа связей человека с человеком, поколения с поколением, пола с полом, класса с классом, нации с нацией, региона с регионом, как и современности с прошлым…»(М.С.Каган).
И если молодые люди и взрослые творят вместе общение и искусство без границ, то наша Планета может надеяться на лучшее будущее!


Rambler's Top100
Сайт создан в системе uCoz