Использование в обучающем процессе современных технических устройств для преобразования информации из одного вида в другой, а также информационных и коммуникационных технологий ведет к анализу и новому пониманию дидактического процесса, установлению новых принципов обучения. Устанавливаемые сегодня компьютерные классы, как правило, предполагают наличие локальной сети и выхода в Интернет. Учебным процессом управляет учитель в режиме активного общения с учащимися, частично передавая элементы управления учебной деятельностью компьютеру, применяя интерактивные обучающие программы. На уроке возможно использование не одного компьютера, управление которым выполняет учитель, а компьютерного класса с организацией работы учащихся на компьютере индивидуально, в парах и при необходимости в группах, а персональные компьютеры используются на уроке как средство повышения эффективности учебного процесса.
При этом возникают следующие теоретико-методологической проблемы, на которые обращают внимание ученые-педагоги Н.Ф. Талызина, Б.С. Гершунский, А.М. Коротков: Все эти проблемы находят отражение в основных дидактических отношениях: “ученик-учитель”, “ученик-изучаемый материал”, “учитель-изучаемый материал”, в которых компьютер остается, прежде всего, средством повышения эффективности учебной деятельности, а его место в контексте интеграции определяется целью организации и проведения такого вида учебной деятельности. В этом случае интеграция курсов является внешней, организационной, и для успешного применения новых информационных технологий необходимо создание соответствующих дидактических условий, к которым мы относим использование различных технологий обучения. Передача информации в отношениях “учитель – ученик” или “компьютер – ученик” не означает передачи знаний и тем более их присвоения, необходимо сочетать возможности информационных и коммуникационных технологий с технологиями обучения или возможностями традиционных эффективных методик.
Мы рассматриваем дидактический процесс как информационный процесс, в котором происходит получение информации учащимися, её переработка и использование. Применяя технологию обучения, можно организовать данный информационный процесс строго управляемо. Мы рассматриваем информатизацию обучения не только как компьютеризацию, а как особый подход к организации обучения. К особенностям такого дидактического процесса относят изменение деятельности ученика и учителя: Одной из образовательных технологий, которую можно использовать для организации учебного процесса в компьютерном классе, является технология развития критического мышления (ТРКМ). ТРКМ представляет собой целостную систему, формирующую вышеперечисленные навыки работы с информацией. Цель данной технологии развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. ТРКМ представляет собой совокупность стратегий и приемов, направленных на то, что бы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания. Использование данной технологии осуществимо в рамках традиционного урока. Важной характеристикой технологии является ее воспроизводимость на уровне педагогического процесса и педагогических результатов. (Краткое Описание образовательной технологии РКМ можно найти в разделе “пособие” на сайте http://www.kmspb.narod.ru.) Принятие информации происходит в процессе осмысления, причем этот процесс осуществляется не только в отношении предложенной к изучению информации, но и в отношении совершаемых учащимися действий или операций. Применение образовательной технологии развития критического мышления в синтезе с ИКТ связано с её особенностями. 1. Технология развития критического мышления имеет научную концептуальную основу, которая важна как при организации поиска информации в Интернет, так и при обработке информации дискретного потока – обучении чтения учебного и научного текста. Логико-информационный подход один из элементов научной концептуальной основы данной технологии обучения. Д. Халперн отмечает, что критическое мышление отличается логичностью и целенаправленностью. Законы логики лежат в основе приемов и стратегий технологии развития критического мышления, направленных на работу с информацией. 2. Этапы (три стадии технологии развития критического мышления вызов, осмысление, рефлексия) соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. На разных стадиях урока посредством различных приемов и методов реализуются мотивационная, коммуникационная, систематизационная и оценочная функции, которые, представляя элементы методического компонента информационной компетентности учителя, снимают ряд проблем интегрированного урока в компьютерном классе. 3. Проведение стадии рефлексии при использовании данной технологии обучения способствует процессу присвоения знаний. Д. Халперн указывает компьютер наряду с буквами на бумаге и звуками речи в схеме процесса осмысления (рисунок 1), т.е. символизация полученных в данном случае представлений означает, по Дж. Брунеру, выполнение критерия познавательной деятельности человека – символизацию когнитивного опыта.
В данной схеме представление информации на экране компьютера является последней стадией понимания, стадией формализации мысли в той или иной форме, т.е. это та информация, которая была предварительно воспринята, осмыслена и преобразована в мышлении.
4. Технология развития критического мышления предлагает четкую канву урока, организуя процесс обучения наиболее эффективно.
5. Данная образовательная технология предоставляет возможность учителю не только использовать уже имеющиеся приемы и методы, но и самостоятельно их создавать.
В режиме технологии развития критического мышления можно проводить как отдельные уроки, так и разрабатывать блоки уроков, объединенных единой темой.
Е.В. Сидорова, к.п.н., Т.А. Суханова, к.п.н.,
Сайт создан в системе uCoz
|