Культурология. Методические рекомендации к созданию дидактических материалов для уроков МХК

Информационно-коммункационные технологии (ИКТ) все глубже проникают в нашу жизнь. Современные школы и гимназии оснащены компьютерными классами, мультимедийными проекторами, интерактивными досками. Многие школы Санкт-Петербурга, информационные центры в Северо-Западном регионе имеют выделенные линии интернет. Это дает возможность доступа к огромному информационному и дидактический ресурсу, использование которого позволит учителю расширить рамки предмета. Особенно актуальна проблема использования интернет-ресурсов на уроках культурологического цикла – “Мировой художественной культуры” и “Истории Санкт-Петербурга”. Применение ИКТ позволяет учителю решить ряд проблем, возникающих в преподавании культурологических дисциплин:
• обеспечить доступ к огромному количеству высококачественного иллюстративного материала;
• разнообразить методы преподавания и формы работы с учащимися;
• проводить виртуальные экскурсии в музеи и города мира;
• организовать творческую работу учащихся (создание компьютерных презентаций и Web-сайтов);
• повысить интерес к предмету;
• использовать интернет-ресурсы в преподавании и подготовке к урокам.

Уходят в прошлое иллюстрации низкого качества. Сейчас существует возможность проведения виртуальных экскурсий в любые музеи мира, в любые города для изучения архитектуры. Но практика показывает, что приобретение мультимедийной техники порождает другую, не менее важную проблему – применение этой техники в образовательном процессе. Существуют школы, в которых закуплено дорогостоящее оборудование, но использовать его некому. Необходима подготовка учителей к использованию ИКТ и медиа-ресурсов в педагогической практике.

Педагоги старшего поколения никогда раньше не использовали в своей деятельности ИКТ. Следует уделить внимание обучению их простейшим навыкам владения ИКТ, используя которые учителя в дальнейшем смогут решить задачи поэтапного создания комплекта электронных дидактических пособий к урокам в программах Word, Power Point, Publisher и создание поурочного учебно-методического комплекса. Использование программ Word, Power Point, Publisher открывают новые возможности для создания дидактических пособий к конкретным темам. Эти программы просты в использовании. Использование этих программах не требуют больших временных затрат и предоставляет возможность разработки учебно-методического комплекса, который может состоять из следующих компонентов:
• текстовый документ к уроку в программе Word;
• презентация к уроку в программе Power Point;
• буклет как образец раздаточного материала в программе Publisher;
• образец грамоты или диплома за участие в ученической исследовательской ра-боте в Publisher.

Например, тема «Архитектура Средневековья». Учебно-методический комплекс к уроку состоит из текстового документ Word по изучаемой теме, презентации к уроку в Power Point (не менее 10 слайдов с иллюстрациями по архитектурным стилям средневековья), раздаточного материала к уроку – буклеты в Publisher и проверочного теста.

Требования к текстовому документу Word:
• содержание текста должно соответствовать возрастным особенностям школьников;
• все незнакомые слова должны быть расшифрованы текстами из словаря;
• объем изучаемого текста должен соответствовать времени урока (45 минут) и возрастным особенностям учащихся.

Практика показывает, что раздаточный материал для урока в виде текстового документа программе Word в 5-7 классах не превышает объема ? -? листа формата А-4. В средней школе лучше набирать текст 14 кеглем через полтора интервала. В 8-9 классе объем может увеличиться до целого листа, а в 10-11 возможен текст на целый лист А-4, набранный 12 кеглем через интервал. Все незнакомые термины должны иметь расшифровку. Например, тема МХК “Архитектура средневековья”, 10 класс. Готический - от итальянского gotico, буквально — готский, от названия германского племени готов. Первый собственно средневековый архитектурный стиль. Термин был введён итальянскими гуманистами эпохи Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося “варварским”.

Требования к презентации в Power Point:
• использование для оформления презентации не более трех цветов;
• единство текста и содержания;
• эффекты анимации, звуковые эффекты не должны отвлекать учащихся от усвоения основного содержания материала;
• текст к слайдам – в виде тезисов, названий и ключевых слов, подробное содержание – в текстовом документе Word.

Требования к тестам в Power Point:
• вопросы к тестам составляются таким образом, чтобы проверить в полной мере знания учащихся по изучаемой теме;
• в тестах могут быть как текстовые вопросы, так и вопросы-иллюстрации, например: из четырех иллюстраций в разных архитектурных стилях выбрать готический собор;
• каждый вопрос в слайдах содержит один правильный ответ и два-три - неверных.

Требования к подбору иллюстративного материала - иллюстративный материал подбирается таким образом, чтобы дать учащимся полное представление о творчестве изучаемого автора. Например, при изучении творчество испанского архитектора А. Гауди иллюстративный ряд содержит:
• садово-парковую архитектуру;
• жилые здания;
• культовые здания.

Необходимо комплексное решение организации учебного процесса с применением ИКТ: подготовка учительских кадров;
• подготовка студентов к использованию ИКТ;
• организация педагогической практики с использованием ИКТ;
• разработка методических рекомендаций применения ИКТ;
• организация самостоятельной работы учащихся в интернет;
• организация творческой работы учащихся.

Т.А. Суханова,
к.п.н., ГОУ гимназия №177
Санкт-Петербург

Rambler's Top100
Сайт создан в системе uCoz