Полат Е.С.Доктор педагогических наук, профессор, ИОСО РАО, г.Москва. Электронная почта: polat@ioso.iip.net.

Понятийный аппарат дистанционного обучения


Терминологический аппарат в любой области знаний является основополагающим, поскольку только так можно достигнуть взаимопонимания между специалистами. В литературе по дистанционному обучению, а за последние 5-6 лет количество публикаций по этой актуальнейшей проблеме современного образования увеличивается в геометрической прогрессии, можно встретить самые разные суждения по поводу одних и тех же терминов, понятий. Неоднозначно понимание базовых терминов «дистанционное обучение», «дистанционное образование». Специалисты в области дистанционного обучения прекрасно понимают значимость проблемы и потому буквально в последний год разные научные коллективы предлагают свой взгляд на проблему, свои дефиниции многим терминам в области дистанционного обучения.

В рамках Объединенного проекта, утвержденного приказом Минобразования РФ от 16.06.2000 № 1791 "О создании Объединенного проекта по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения" авторским коллективом под руководством Ю. Вайса. (ТАСИС) был разработан проект раздела «Термины и определения» (http://www.informika.ru/). В него вошли 28 терминов, касающихся дистанционного обучения. Свой вклад постарались внести и специалисты МЭСИ (http://www.iet.mesi.ru/), а также авторы глоссария на портале Российского открытого образования (http://www.openet.ru/). Размещен глоссарий терминов и определений и на сайте Эйдос (http://www.eidos.techno.ru/). Разумеется, есть и другие коллективы и отдельные специалисты, так или иначе пытающиеся высказать свою точку зрения на используемую в дистанционном обучении терминологию. Мы также работаем над этой проблемой и имеем собственную позицию, которая в какой-то части совпадает с мнением наших коллег из той или другой группы специалистов, в какой-то части расходится. Нам представляется, что сейчас важно договориться по существу базовых педагогических понятий, оставив более точные формулировки времени и консолидации усилий специалистов. И в этом отношении, думается, есть существенные сдвиги. Еще совсем недавно в литературе практически не разделяли понятий заочное обучение и дистанционное, дистанционное обучение и образование, педагогические и информационные технологии дистанционного обучения, открытое и дистанционное образование и т.д. Теперь, как нам кажется, наметилось общее понимание этих базовых понятий. В проекте МО и в глоссарии Российского открытого образования четко разделены понятия дистанционного обучения и дистанционного образования (хотя на том же сайте, но в разделе «Концепция» дается совершенно другое определение дистанционному обучению, которое противоречит определению, данному в глоссарии). Большинство специалистов разводят понятия информационных и педагогических технологий, хотя и недостаточно иногда последовательно. Мы не будем здесь проводить детальный анализ терминологии в понимании разных авторов. Наша цель – показать собственную позицию. Однако, нам важно провести определенную параллель с теми определениями, которые сущностно совпадают с нашим пониманием и в ряде случаев пояснить, с чем и почему мы не согласны..

Мы отобрали лишь некоторые из наиболее важных, на наш взгляд, педагогических терминов, используемых в любых образовательных системах, а также специфичных для дистанционной формы обучения.1

Прежде всего, мы исходим из того, что дистанционное обучение – это новая форма обучения , которая существует в настоящее время наряду с другими формами обучения – очной, заочной, экстернатом в системе непрерывного образования. Нам бы хотелось привести понимание дистанционного обучения, пожалуй, одними из наиболее компетентных специалистов в этой области из американской ассоциации дистанционного обучения (The United States Distance Learning Association - USDLA). Под дистанционным обучения они понимают процесс обучения, в котором учитель и ученик или учащиеся географически разделены и потому опираются на электронные средства и печатные пособия для организации учебного процесса. Дистанционное обучение включает дистанционное преподавание (деятельность преподавателя в учебном процессе) и дистанционное учение (познавательную деятельность учащихся). Основные факторы, определяющие дистанционную форму обучения:

  • разделение учителя и учащихся расстоянием, по крайней мере, на большую часть учебного процесса;
  • использование учебных средств, способных объединить усилия учителя и учащихся и обеспечить усвоение содержания курса;
  • обеспечение интерактивности между учителем и учащимися, между администрацией курса и учащимися;
  • приоритет самоконтроля над контролем со стороны учителя.

Надо сказать, что мы полностью разделяем эту точку зрения, такое понимание дистанционного обучения. И в этом наше главное расхождение, например, с позицией ряда депутатов Государственной Думы, которые внесли предложение об изменении в Федеральный «Закон об образовании» и Федеральный закон “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” (в части дистанционных образовательных технологий) http://www.informika.ru/. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника » (Курсив Е.П.).

В этих предложениях депутаты фактически ставят знак равенства между дистанционным обучением и педагогическими технологиями, между понятиями образования и обучения, совершенно четко при этом отрицая статус дистанционного обучения как самостоятельной формы обучения , т.е. самостоятельной системы обучения. Дистанционное обучение приравнивается то ли к педагогическим, то ли к информационным технологиям. Никто не мешает использовать средства информационных технологий при любой форме обучения – заочной, очной. Это ведь только средства обучения, т.е. всего лишь компонент системы, но не сама система. В таком случае нет необходимости разрабатывать систему дистанционного обучения, достаточно использовать, скажем, электронную почту, список рассылки, CD – диск, пр., чтобы заявить об использовании «дистанционных технологий». Такое понимание дистанционного обучения не требует и никаких особых материальных затрат. Именно поэтому, видимо, депутаты внесли еще одно предложение, касающееся финансирования дистанционной формы обучения:

“Использование образовательными учреждениями при реализации образовательных программ различных методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, не влечет за собой увеличения нормативов их финансирования” (http://www.informika.ru/).

А вторы поправки ставят знак равенства между дистанционным обучением и дистанционными технологиями, т.е. совокупностью методов и средств обучения, хотя в дидактике методы и средства обучения - самостоятельные категории, компоненты системы обучения. Есть понятие педагогических технологий и информационных технологий. Первое – суть методы обучения. Информационные технологии – инструмент, т.е. средство «подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер»2. Информационные технологии, таким образом, выступают в качестве средств обучения в различных системах обучения: очной, заочной, дистанционной, самообразовании. Это средство решения дидактических задач в разных формах обучения. Идет явное смешение понятий, приводящее к некорректной формулировке базовых понятий и к опасности принятия ошибочных стратегических решений.

Очень важно развести понятия дистанционное образование и дистанционное обучение. Это родственные, но не тождественные понятия. Педагогический энциклопедический словарь дает такое определение понятию образование: «Образование – составная часть и одновременно продукт социализации. Образование стоит на фундаменте научения , которое протекает в ходе социализации. Его отличие от процессов спонтанного научения – в целенаправленном и ускоренном развитии тех или иных способностей человека благодаря педагогически организованной передаче накопленной людьми культуры, т.е. правил поведения, мышления, знаний и технологий (способов и орудий деятельности), от поколения к поколению. Образование служит интересам личности и общества, одновременно сохраняя культуру и развивая способности новых поколений ее совершенствовать»3 Под обучением понимается «совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, ее образование и воспитание».4

Почему мы столь подробно остановились на вводимом в Закон новом термине «дистанционные технологии», думается, понятно из нашего пояснения. Если дистанционное обучение рассматривается в качестве одного из средств информационных технологий (а так это по существу и вытекает из определения), то нет необходимости развивать новую систему обучения, столь широко уже принятую в мировой практике. Достаточно ограничиться рассылкой материалов и перепиской по электронной почте от случая к случаю. Последствия такого решения для российской системы непрерывного образования, для системы дистанционного обучения не трудно предугадать.

Итак, м ы рассматриваем дистанционное обучение как новую форму обучения , как систему . При этом для нас важно разделять понятия система обучения и учебно-воспитательный процесс. Конечно, это разделение условно, но суть такого разделения заключается в том, что система обучения предполагает этап проектирования, совершенно неизбежный при любой организации учебного процесса. Этап проектирования предусматривает: определение общей концепции системы обучения, адекватных ей целей, отбор соответствующего содержания обучения, его структуризацию с учетом используемой формы обучения, ее специфики (в нашем случае – специфики дистанционного обучения, специфики предмета и т.д.), отбор методов (т.е. педагогических технологий), организационных форм обучения, адекватных общей концепции и целям обучения и, наконец, средств информационных технологий, других средств обучения и организации учебного процесса. Учебный процесс – это реализация разработанной на этапе проектирования системы в реальной совместной деятельности преподавателя и студентов или учащихся любых образовательных учреждений. Соответственно, это учебный процесс, организация конкретных занятий в соответствии с логикой познавательной деятельности, осуществление разных форм контроля и тестирования, взаимодействия преподавателя с учащимися и учащихся между собой в условиях дистанционного обучения. Могут быть разные модели дистанционного обучения. Нам представляется наиболее перспективными следующие:

  1. интеграция очных и дистанционных форм обучения;
  2. сетевое обучение:
    • автономные курсы;
    • информационно-образовательная среда;
  3. дистанционное обучение и кейс-технологии;
  4. интерактивное телевидение (Two - way TV).

Кроме того, мы считаем, что дистанционное обучение как новая форма обучения не является ни модернизацией, ни тем более аналогом заочного обучения, которое, кстати, никто не отменял и которое имеет собственную нишу в системе непрерывного образования. Отличие этих форм обучения заключается в следующих факторах:

  1. Ключевым словом дистанционного обучения является интерактивность, постоянное систематическое взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой в учебном процессе. В заочном обучении интерактивность эпизодическая. Интерактивность в дистанционной форме обучения реализуется на двух уровнях: на уровне взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой и на уровне взаимодействия учащихся с используемыми ими средствами обучения, в основном электронными средствами. Вторая форма взаимодействия возможна в любой форме обучения.
  2. Средства реализации всех компонентов системы дистанционного обучения оказывают специфическое влияние на каждый из компонентов системы обучения, обусловливая их отбор, структуризацию, организацию. Курс заочного обучения и курс дистанционного обучения отличаются один от другого принципиально организацией учебного материала, его структурой, способом взаимодействия преподавателя и учащихся, организацией информационно-образовательной среды учебного процесса. Методы и формы обучения отличаются также принципиально под воздействием используемых Интернет - технологий. Они встроены в учебный процесс и представляют его неотъемлемую часть.
  3. Система управления познавательной деятельностью учащихся также обусловлена спецификой используемых услуг Интернет в условиях ДО.

В определении дистанционного обучения нам очень важно показать, что, как и в любой другой образовательной системе, здесь происходит взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой в рамках принятой концепции обучения, но реализуется это взаимодействие, как и вся познавательная деятельность учащихся, специфичными средствами Интернет-технологий или других интерактивных технологий.

Дистанционное обучение как компонент системы непрерывного образования должно базироваться в первую очередь на терминологии, принятой в педагогической области знания ( педагогике, дидактике и частных методиках) с учетом, разумеется, специфики средств реализации дидактических, педагогических задач. Каждая наука имеет свой устоявшийся понятийно-терминологический аппарат и введение нового термина или понятия должно быть четко обосновано и вписываться в общую категориальную систему. Именно поэтому мы не можем согласиться с нововведениями типа: «дистанционная» или «электронная» педагогика, «дистанционные технологии», «дистанционный учитель». Педагогика, дидактика, частные методики – педагогические науки и они едины для разных форм обучения, лишь способы реализации педагогических, дидактических, методических задач, принципов обучения могут быть разными в каждой из форм обучения. Развиваются и возникают новые теории, концепции, но наука остается одна со своим методологическим аппаратом. Не можем мы согласиться и с термином дистанционный учитель. Но в данном случае речь идет только о семантике слова. Думается для русского языка корректнее звучит учитель, преподаватель дистанционного обучения. Мы ведь не говорим «очный учитель» или «заочный учитель». Мы вводим понятие педагогических технологий (методов) дистанционного обучения. И тоже по той же логике. Педагогические технологии могут и должны быть преемственны в разных формах обучения в рамках единой концепции обучения. Реализуются же они, как уже говорилось выше, специфичными средствами Интернет-технологий и соответственно могут принимать несколько иные формы, не затрагивающие, однако, принципов того или иного метода, педагогической технологии. Мы не считаем также тождественными понятия «открытое образование» и «дистанционное обучение». Открытое образование может быть дистанционным, очным, заочным, каким угодно. Дистанционное образование, со своей стороны, вовсе необязательно организуется по принципам открытого образования. Это в большей своей части базовое образование того или иного образовательного учреждения, и в этом случае ориентируется на разработанные для данной области образования стандарты, программы. Оно может быть и дополнительным и тогда оно практически всегда открыто для всех желающих. Нам представляется также наиболее приемлемым термин преподаватель (учитель) дистанционного обучения в противовес терминам «тьютор», «координатор». Есть укоренившаяся в веках профессия учителя, преподавателя, профессиограмма которой, естественно, со временем меняется под воздействием цивилизационных процессов в обществе. Нет никакой необходимости вводить новые термины, означающие несуществующие профессии, тем самым подчеркивая как бы «над» или «вне» профессиональную деятельность этих лиц. Успех дистанционной формы обучения во многом как раз зависит от преподавателей дистанционного обучения, их профессионализма. Совершенно очевидно, что с перспективой широкого внедрения дистанционного обучения в практику наших образовательных учреждений уже сейчас встает задача подготовки студентов педагогических вузов не только для очного, но и для дистанционного обучения. Это должно входить в программу подготовки специалистов педагогических университетов.

 

_______________________________

  1. Более подробно данный вопрос освещен в книге «Теория и практика дистанционного обучения»/Под ред. Е.С.Полат, которая готовится к изданию в изд-ве «Академия».
  2. Профессиональная педагогика. – М., 1997 – с. 496.
  3. Педагогический энциклопедический соварь – «Большая Российская энциклопедия» - М.,2002 - с. 172.
  4. там же – с. 175.

Rambler's Top100
Сайт создан в системе uCoz