Итоговый документ работы секции
«Развитие информационной компетентности учащихся на занятиях естественно-научного цикла»

Основные проблемные области, озвученные в выступлениях и выявленные в ходе обсуждения (в тезисах и вопросах):

СМЫСЛ
• Основные сферы применения презентаций, продемонстрированные на секции:
- на всех этапах урока (постановка проблемы, введение в тему, объяснение нового материала, обобщение и закрепление изученного, контроль знаний);
- во всех классах, где изучаются предметы естественно-научного цикла;
- в различных формах организации занятий (беседа, лекция, семинар, лабораторный практикум,)
- во всех видах курсов (базовый, профильный, углубленный, элективный),
а также при
- организации ученического самоконтроля;
- осуществлении школьного проекта;
- проведении внеклассных мероприятий и т.д.
• Использование мультимедийных компьютерных пособий (например, презентаций) безусловно необходимо в таких ситуациях, как:
- объяснение материала, требующего повышенной наглядности (география зарубежных стран, химическое производство, природные зоны, космические явления и т.п.);
- демонстрация опытов по химии с ядовитыми и взрывоопасными веществами (бертолетова соль, ртуть и т.д.),
- автоматическое осуществление расчетов, занимающих много времени;
- построение сложных графиков, преобразование графиков. (Блестящий уровень использования средств PowerPoint в построении сложных конструкций продемонстрирован в выступлении И.В. Зенкиной)
- организация индивидуального программированного обучения
• Активно внедряются программы тестирования и работы с электронными таблицами при введении рейтинговой системы оценивания достижений учащихся (доклад И.Е. Богачевой)
• Недопустимо подменять реальные эксперименты виртуальными даже при малейшей возможности организовать «живую» лабораторную работу или демонстрацию.
• Компьютер может быть не только средством, инструментом. Компьютер может выступать в роли помощника учителя, его коллеги. В выступлении В.А. Зверева продемонстрировано, как в целях преодоления возможного учительского субъективизма целесообразно использовать способности генератора случайных чисел для планирования хода урока.

КАЧЕСТВО
• Принципы отбора готовых мультимедийных пособий. Необходимость формирования механизма общественной экспертизы пособий от ведущих издательств.
• Как обеспечить приемлемое качество мультимедийных пособий, создаваемых педагогами? Многие учителя при создании собственных пособий игнорируют даже элементарные требования к отбору графического материала, применению средств анимирования и спецэффектов в презентациях PowerPoint. Необходимо разработать пособие «Типичные ошибки при создании презентаций».
• Дети как авторы презентаций. Как работать с детскими презентациями? Как соблюдаются авторские права детей?
• Соблюдение авторских прав при использовании электронных энциклопедий, обучающих программ.
• Ведущая проблема – пособие, продемонстрированное на экране (интерактивной доске) с помощью дорогого проектора, воспринимается как официально «допущенное и рекомендованное», и каждая ошибка в нем – дискредитация идеи применения ИКТ в образовательном процессе. Причина многих ошибок – в несогласованности действий автора (учителя-предметника) и исполнителя (часто учителя информатики), а также в отсутствии внутренней и внешней экспертизы пособий перед началом их использования в классе.

ЗДОРОВЬЕ
• Как часто следует использовать мультимедийные пособия на уроках?
• Как оценить информационную насыщенность презентации и предотвратить перегрузку учащихся?
• Как обеспечить учет индивидуальных особенностей учащихся при создании мультимедийных пособий?
• Чем должны отличаться презентации, подготовленные для фронтальной демонстрации и индивидуального просмотра?

А также следует решить следующие проблемы:
- технические неполадки при использовании презентаций (презентация не запускается с флэшки, не воспроизводится звук, нарушена цветопередача и др.). Участники секции отметили, что учителя испытывают острую необходимость в пособии по решению технических проблем.

Руководители секции: Валерий Евгеньевич Фрадкин,
к.п.н., проректор по учебной работе СПбАППО,
Александр Васильевич Мартыненко,
методист ЦИО СПбАППО

Rambler's Top100
Сайт создан в системе uCoz