Изучение информатики и информационных технологий в 5-6 классах является неотъемлемой частью современного общего образования. Курс информатики и информационных технологий в 5 – 6 классах с одной стороны опирается на пропедевтический курс информатики в начальной школе (2 - 4 классы), с другой стороны является вводным для базового курса информатики (7 - 9 классы). Курс информатики в 5 – 6 классах способствует формированию начальных ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Цели изучения информатики в 5 – 6 классах:
решаются следующие задачи общего учебного процесса:
Знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроках информатики по данной программе, необходимы учащимся для продолжения образования и последующего освоения базового курса информатики. В содержательном плане данная программа является основой любого базового курса информатики, ориентированного на овладение минимумом содержания образовательной области "Информатика и ИКТ".
Содержание курса построено на следующих дидактических принципах:
Понятие алгоритма. Способы представления алгоритмов. Исполнитель. Характеристики исполнителя. Свойства алгоритма. Виды алгоритмов. Линейные алгоритмы. Самостоятельная работа. Алгоритмы с ветвлением. Алгоритмы с циклами. Решение задач. Подготовка к контрольной работе. Контрольная работа. Повторение изученного материала. Игра «Страна Алгоритмика».
Человек и компьютер. Что может компьютер? Что входит в базовый комплект персонального компьютера? Типы персональных компьютеров. Устройства ввода и вывода информации. Процессор. Внутренняя и внешняя память компьютера. Организация хранения информации. Обобщающий урок.
Знакомство с Windows. Стандартное приложение Windows – Блокнот. Стандартное приложение Windows – Калькулятор. Назначение графических редакторов. Стандартное приложение Windows – Paint.
Подготовка к годовой контрольной работе. Годовая контрольная работа. Анализ контрольной работы.
Повторение.
Назначение текстовых редакторов. Приложение Windows – Word. Некоторые приемы редактирования текстов. Панель инструментов Стандартная. Справка. Расстановка переносов. Поиск и замена фрагментов текста. Выделение фрагментов текста. Копирование и перемещение фрагментов текста. Панель инструментов Форматирование. Разметка страницы. Форматирование абзаца. Таблицы. Печать текстов. Вставка рисунка. Панель инструментов Рисование. Повторение изученного материала. Контрольная работа. Работа над творческим заданием. Смотр – конкурс творческих заданий.
Приложение Windows –– Power Point. Самостоятельная работа.
Понятие переменных и постоянных величин. Панель элементов управления. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлением. Алгоритмы с циклами. Создание простых проектов.
Повторение изученного материала. Подготовка к годовой контрольной работе. Годовая контрольная работа. Анализ контрольной работы.
Данный курс информатики для начальной школы предназначен для общеобразовательных учебных заведений с использованием компьютерной техники.
Наличие дополнительного задания в каждом уроке позволяет осуществить индивидуально-личностный подход к обучению учащихся и позволяет учителю более гибко планировать учебный материал.
Методическое пособие содержит в качестве приложения критерии оценивания знаний и умений учащихся, а также полный список дополнительной литературы для учителя.
Содержание урока | № уроков |
1. Алгоритмы и исполнители | |
1.1. Понятие алгоритма | 1, 2 |
1.2. Способы представления алгоритмов | 3 |
1.3. Исполнитель. Характеристики исполнителя | 4 |
1.4. Свойства алгоритма | 5 |
1.5. Виды алгоритмов. Линейные алгоритмы | 6 |
1.6. Самостоятельная работа | 7 |
1.7. Алгоритмы с ветвлением | 8, 9 |
1.8. Алгоритмы с циклами | 10, 11,12 |
1.9. Решение задач | 13 |
1.10. Подготовка к контрольной работе | 14 |
1.11. Контрольная работа | 15 |
1.12. Повторение изученного материала. Игра «Страна Алгоритмика» | 16 |
2. Знакомство с компьютером | |
2.1. Человек и компьютер. Что может компьютер? | 17 |
2.2. Что входит в базовый комплект персонального компьютера? Типы персональных компьютеров | 18 |
2.3. Устройства ввода-вывода информации | 19 |
2.4. Процессор. Внутренняя и внешняя память компьютера. Организация хранения информации | 20 |
2.5. Обобщающий урок | 21 |
3. Знакомство с Windows. Стандартные приложения | |
3.1. Знакомство с Windows | 22 |
3.2. Стандартное приложение Windows – Блокнот | 23 |
3.3. Стандартное приложение Windows – Калькулятор | 24 |
3.4. Назначение графических редакторов. Стандартное приложение Windows – Paint | 25 |
3.5. Стандартное приложение Windows – Paint | 26, 27, 28, 29 |
4. Повторение и контроль качества усвоения изученного материала | |
4.1. Подготовка к годовой контрольной работе | 30 |
4.1. Годовая контрольная работа | 31 |
4.2. Анализ контрольной работы | 32 |
5. Резерв учебного времени | 33,34 |
Содержание урока | № уроков |
1. Повторение изученного материала | |
1.1. Техника безопасности. Повторение изученного в 5 классе материала по темам: «Организация хранения информации» и «Знакомство с Windows» | 1 |
2. Назначение текстовых редакторов. Приложение Windows – Word | |
2.1. Назначение текстовых редакторов. Приложение Windows – Word | 2 |
2.2. Приложение Windows – Word. Некоторые приемы редактирования текстов | 3 |
2.3. Приложение Windows – Word. Панель инструментов Стандартная. Справка | 4 |
2.4. Приложение Windows – Word. Проверка правописания. Расстановка переносов. Поиск и замена фрагментов текста | 5 |
2.5. Приложение Windows – Word. Выделение фрагментов текста | 6 |
2.6. Приложение Windows – Word. Копирование и перемещение фрагментов текста. Панель инструментов Форматирование | 7 |
2.7. Приложение Windows – Word. Разметка страницы. Форматирование абзаца | 8 |
2.8. Приложение Windows – Word. Таблицы. Печать текстов | 9 |
2.9. Приложение Windows – Word. Вставка рисунка | 10 |
2.10. Приложение Windows – Word. Панель инструментов Рисование | 11 |
2.11. Приложение Windows – Word. Повторение изученного материала | 12 |
2.12. Приложение Windows – Word. Контрольная работа | 13 |
2.13 Приложение Windows – Word. Работа над творческим заданием | 14, 15 |
2.14. Приложение Windows – Word. Смотр – конкурс творческих заданий | 16 |
3. Приложение Windows – Power Point | |
3.1. Приложение Windows – Power Point. | 17, 18, 19, 20 |
3.2. Приложение Windows – Power Point. Самостоятельная работа | 21 |
4. Знакомство с системой программирования Visual Basic | |
4.1. Знакомство с Visual Basic. Основные понятия | 22 |
4.2. Знакомство с Visual Basic. Понятие переменных и постоянных величин | 23 |
4.3. Знакомство с Visual Basic. Панель элементов управления | 24 |
4.4. Знакомство с Visual Basic. Линейные алгоритмы | 25 |
4.5. Знакомство с Visual Basic. Алгоритмы с ветвлением | 26 |
4.6. Знакомство с Visual Basic. Алгоритмы с циклами | 27 |
4.7. Знакомство с Visual Basic. Создание простых проектов | 28, 29 |
5. Повторение и контроль качества усвоения изученного материала | |
5.1. Повторение изученного материала. Подготовка к годовой контрольной работе | 30 |
5.2. Годовая контрольная работа | 31 |
5.3. Анализ контрольной работы | 32 |
6. Резерв учебного времени | 33, 34 |
1.Среди перечисленных высказываний найдите истинные высказывания и подчеркните их одной чертой.
2.Составьте и запишите алгоритм надувания нескольких воздушных шариков.
3.Допишите предложения:
С выделенным фрагментом рисунка можно выполнить следующие действия:
___________________________________________________________.
4.Вставьте недостающее слово в предложение:
5. Допишите предложение:
Приложение Power Point предназначено для создания мультимедийных ______________________ для поддержки своих выступлений.
6. Выполните задание на исполнение или составление алгоритма для изученного компьютерного исполнителя. (Учитель заранее готовит задания с несложными линейными, разветвляющимися или циклическими алгоритмами).
7. Загрузите приложение Блокнот и напечатайте задание:
Поставьте скобки так, чтобы получился верный ответ:
5 + 27 – 17 : 5 + 42 : 7 = 7
При расчетах используйте приложение Калькулятор.