О курсе информатики Тур С.Н., Бокучава Т.П. для 5—6 классов общеобразовательной школы

Изучение информатики и информационных технологий в 5-6 классах является неотъемлемой частью современного общего образования. Курс информатики и информационных технологий в 5 – 6 классах с одной стороны опирается на пропедевтический курс информатики в начальной школе (2 - 4 классы), с другой стороны является вводным для базового курса информатики (7 - 9 классы). Курс информатики в 5 – 6 классах способствует формированию начальных ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Цели изучения информатики в 5 – 6 классах:

    освоение знаний, составляющих начала представлений:
  • об обработке информации – алгоритмы, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов, блок-схемы, алгоритмические конструкции;
  • о компьютере как универсальном устройстве обработки информации – основные компоненты компьютера и их функции, графический интерфейс пользователя, программное обеспечение общего назначения, представление о программировании;
    1. выработка начальных навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности.
      развитие начальных способностей применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
      воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

    В ходе обучения информатике по данной программе с использованием предлагаемого программно-методического комплекта:

      2 учебника -тетради для учащихся (для 5 и 6 классов);
      методические рекомендации для учителя на каждый год обучения;
      самостоятельные, проверочные и контрольные работы (в 2-х вариантах) в учебниках-тетрадях для учащихся; ;
      электронное пособие на CD;

    решаются следующие задачи общего учебного процесса:

      формирование общих учебных умений: познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности;
      развитие внимания и памяти, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
      привитие ученикам необходимых навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач, умений для создания и обработки информационных объектов (текстов, рисунков, мультимедийных презентаций, простых проектов).

    Знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроках информатики по данной программе, необходимы учащимся для продолжения образования и последующего освоения базового курса информатики. В содержательном плане данная программа является основой любого базового курса информатики, ориентированного на овладение минимумом содержания образовательной области "Информатика и ИКТ".

    Содержание курса построено на следующих дидактических принципах:

      отбор и адаптация учебного материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями школьников, уровнем их знаний в соответствующем классе и междисциплинарной интеграцией;
      формирование логического и алгоритмического мышления в оптимальном возрасте, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка;
      индивидуально-личностный подход к обучению школьников;
      овладение поисковыми, проблемными, исследовательскими и репродуктивными типами деятельности во время индивидуальной и коллективной работы на уроке;
      соответствие санитарно-гигиеническим нормам работы за компьютером.

    Тематическое планирование
    Пятый класс (34 часа)

    Алгоритмы и исполнители (16 час)

    Понятие алгоритма. Способы представления алгоритмов. Исполнитель. Характеристики исполнителя. Свойства алгоритма. Виды алгоритмов. Линейные алгоритмы. Самостоятельная работа. Алгоритмы с ветвлением. Алгоритмы с циклами. Решение задач. Подготовка к контрольной работе. Контрольная работа. Повторение изученного материала. Игра «Страна Алгоритмика».

    Знакомство с компьютером (5 час)

    Человек и компьютер. Что может компьютер? Что входит в базовый комплект персонального компьютера? Типы персональных компьютеров. Устройства ввода и вывода информации. Процессор. Внутренняя и внешняя память компьютера. Организация хранения информации. Обобщающий урок.

    Знакомство с Windows. Стандартные приложения. (8 час)

    Знакомство с Windows. Стандартное приложение Windows – Блокнот. Стандартное приложение Windows – Калькулятор. Назначение графических редакторов. Стандартное приложение Windows – Paint.

    Повторение и контроль качества усвоения изученного материала (3 час)

    Подготовка к годовой контрольной работе. Годовая контрольная работа. Анализ контрольной работы.

    Резерв учебного времени (2 час)

    Шестой класс (34 часа)

    Повторение изученного материала (1 час)

    Повторение.

    Назначение текстовых редакторов. Приложение Windows – Word. (15 час)

    Назначение текстовых редакторов. Приложение Windows – Word. Некоторые приемы редактирования текстов. Панель инструментов Стандартная. Справка. Расстановка переносов. Поиск и замена фрагментов текста. Выделение фрагментов текста. Копирование и перемещение фрагментов текста. Панель инструментов Форматирование. Разметка страницы. Форматирование абзаца. Таблицы. Печать текстов. Вставка рисунка. Панель инструментов Рисование. Повторение изученного материала. Контрольная работа. Работа над творческим заданием. Смотр – конкурс творческих заданий.

    Приложение Windows –– Power Point (5 час)

    Приложение Windows –– Power Point. Самостоятельная работа.

    Знакомство с системой программирования Visual Basic (8 час)

    Понятие переменных и постоянных величин. Панель элементов управления. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлением. Алгоритмы с циклами. Создание простых проектов.

    Повторение и контроль качества усвоения изученного материала (3 час)

    Повторение изученного материала. Подготовка к годовой контрольной работе. Годовая контрольная работа. Анализ контрольной работы.

    Резерв учебного времени (2 час)

    Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих обучение по курсу информатики в 5 – 6 классах

    Учащиеся должны знать:

      понятия: алгоритма и исполнителя, характеристики исполнителя, свойства алгоритма;
      виды алгоритмов: линейные, с ветвлением, циклические;
      типы персональных компьютеров, состав минимального базового комплекта персонального компьютера;
      назначение основных устройств компьютера (устройства ввода/вывода, хранения и обработки информации);
      понятия операционной системы Windows: Рабочий стол, Мой компьютер, Корзина, Мои документы, Окна, Объекты, Меню, Приложение;
      назначение стандартных приложений: Блокнот, Калькулятор, Paint;
      назначение приложения Word;
      назначение приложения Power Point;
      иметь представление о системе программирования Visual Basic.

    Учащиеся должны уметь:

      выполнять и составлять простые алгоритмы;
      исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполни- телей;
      пользоваться стандартным графическим интерфейсом Windows;
      применять стандартное приложение Блокнот для создания и редактирования простых текстов;
      применять стандартное приложение Калькулятор для простых вычислений;
      применять стандартное приложение Paint для создания и редактирования рисунков;
      применять приложение Word для создания, редактирования и форматирования простых документов в рамках изученного материала;
      применять приложение Power Point для создания простых мультимедийных презентаций для поддержки своих выступлений в рамках изученного материала;
      создавать несложные приложения в системе программирования Visual Basic в рамках изученного материала.

    Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в учебной деятельности и повседневной жизни:

      применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
      выполнять индивидуальные и коллективные творческие задания и проекты;
      применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.

    Данный курс информатики для начальной школы предназначен для общеобразовательных учебных заведений с использованием компьютерной техники.

    Наличие дополнительного задания в каждом уроке позволяет осуществить индивидуально-личностный подход к обучению учащихся и позволяет учителю более гибко планировать учебный материал.

    Методическое пособие содержит в качестве приложения критерии оценивания знаний и умений учащихся, а также полный список дополнительной литературы для учителя.

    Поурочное планирование — 5 класс

    Содержание урока № уроков
    1. Алгоритмы и исполнители  
    1.1. Понятие алгоритма 1, 2
    1.2. Способы представления алгоритмов 3
    1.3. Исполнитель. Характеристики исполнителя 4
    1.4. Свойства алгоритма 5
    1.5. Виды алгоритмов. Линейные алгоритмы 6
    1.6. Самостоятельная работа 7
    1.7. Алгоритмы с ветвлением 8, 9
    1.8. Алгоритмы с циклами 10, 11,12
    1.9. Решение задач 13
    1.10. Подготовка к контрольной работе 14
    1.11. Контрольная работа 15
    1.12. Повторение изученного материала. Игра «Страна Алгоритмика» 16
    2. Знакомство с компьютером  
    2.1. Человек и компьютер. Что может компьютер? 17
    2.2. Что входит в базовый комплект персонального компьютера? Типы персональных компьютеров 18
    2.3. Устройства ввода-вывода информации 19
    2.4. Процессор. Внутренняя и внешняя память компьютера. Организация хранения информации 20
    2.5. Обобщающий урок 21
    3. Знакомство с Windows. Стандартные приложения  
    3.1. Знакомство с Windows 22
    3.2. Стандартное приложение Windows – Блокнот 23
    3.3. Стандартное приложение Windows – Калькулятор 24
    3.4. Назначение графических редакторов. Стандартное приложение Windows – Paint 25
    3.5. Стандартное приложение Windows – Paint 26, 27, 28, 29
    4. Повторение и контроль качества усвоения изученного материала  
    4.1. Подготовка к годовой контрольной работе 30
    4.1. Годовая контрольная работа 31
    4.2. Анализ контрольной работы 32
    5. Резерв учебного времени 33,34

    Поурочное планирование — 6 класс

    Содержание урока № уроков
    1. Повторение изученного материала  
    1.1. Техника безопасности. Повторение изученного в 5 классе материала по темам: «Организация хранения информации» и «Знакомство с Windows» 1
    2. Назначение текстовых редакторов. Приложение Windows – Word  
    2.1. Назначение текстовых редакторов. Приложение Windows – Word 2
    2.2. Приложение Windows – Word. Некоторые приемы редактирования текстов 3
    2.3. Приложение Windows – Word. Панель инструментов Стандартная. Справка 4
    2.4. Приложение Windows – Word. Проверка правописания. Расстановка переносов. Поиск и замена фрагментов текста 5
    2.5. Приложение Windows – Word. Выделение фрагментов текста 6
    2.6. Приложение Windows – Word. Копирование и перемещение фрагментов текста. Панель инструментов Форматирование 7
    2.7. Приложение Windows – Word. Разметка страницы. Форматирование абзаца 8
    2.8. Приложение Windows – Word. Таблицы. Печать текстов 9
    2.9. Приложение Windows – Word. Вставка рисунка 10
    2.10. Приложение Windows – Word. Панель инструментов Рисование 11
    2.11. Приложение Windows – Word. Повторение изученного материала 12
    2.12. Приложение Windows – Word. Контрольная работа 13
    2.13 Приложение Windows – Word. Работа над творческим заданием 14, 15
    2.14. Приложение Windows – Word. Смотр – конкурс творческих заданий 16
    3. Приложение Windows – Power Point  
    3.1. Приложение Windows – Power Point. 17, 18, 19, 20
    3.2. Приложение Windows – Power Point. Самостоятельная работа 21
    4. Знакомство с системой программирования Visual Basic  
    4.1. Знакомство с Visual Basic. Основные понятия 22
    4.2. Знакомство с Visual Basic. Понятие переменных и постоянных величин 23
    4.3. Знакомство с Visual Basic. Панель элементов управления 24
    4.4. Знакомство с Visual Basic. Линейные алгоритмы 25
    4.5. Знакомство с Visual Basic. Алгоритмы с ветвлением 26
    4.6. Знакомство с Visual Basic. Алгоритмы с циклами 27
    4.7. Знакомство с Visual Basic. Создание простых проектов 28, 29
    5. Повторение и контроль качества усвоения изученного материала  
    5.1. Повторение изученного материала. Подготовка к годовой контрольной работе 30
    5.2. Годовая контрольная работа 31
    5.3. Анализ контрольной работы 32
    6. Резерв учебного времени 33, 34

    Пример итоговой работы

    I. Письменная работа

    1.Среди перечисленных высказываний найдите истинные высказывания и подчеркните их одной чертой.

      • Алгоритм — это последовательность действий (шагов), выполнение которых позволяет достигнуть поставленной цели. Один шаг алгоритма принято называть командой.
      • Основные характеристики любого исполнителя – это: среда обитания, система команд исполнителя, элементарное действие, отказы.
      • К свойствам алгоритма относятся: понятность, однозначность (точность), результативность (конечность), дискретность, массовость.
      • Решение шахматной задачи является циклическим алгоритмом.
      • Алгоритмы принято разделять на линейные, с ветвлением и блок-схемы.
      • В минимальный базовый набор устройств компьютера входят: клавиатура, монитор, системный блок, принтер, сканер, цифровая видеокамера, колонки, наушники, микрофон.
      • Программы и данные хранятся во внешней памяти в виде файлов.
      • В среде Windows работа с любой программой происходит в окне.
      • В папке Мои документы располагаются значки: Рабочий стол, Мой компьютер, Корзина.
      • Кнопки Свернуть, Развернуть/Восстановить, Закрыть управляют стоянием окна.
      • К стандартным приложениям Windows относятся: Блокнот, Калькулятор, Paint, Word и Power Point.
      • Графический редактор — это программа для создания и редактирования рисунков (картинок, чертежей, схем и др.) на экране компьютера.
      • Текстовый редактор — это программа для создания, редактирования и печати текстовых документов.

    2.Составьте и запишите алгоритм надувания нескольких воздушных шариков.

    3.Допишите предложения:
    С выделенным фрагментом рисунка можно выполнить следующие действия:
    ___________________________________________________________.

    4.Вставьте недостающее слово в предложение:

      • изменение междустрочного интервала;
      • изменение вида, начертания и размера шрифта;
      • изменение ширины и положения абзаца на странице;
      • создание списка.;

    5. Допишите предложение:

    Приложение Power Point предназначено для создания мультимедийных ______________________ для поддержки своих выступлений.

    II. Работа на компьютере

    (По выбору учителя выполняется 1—2 представленных задания)

    6. Выполните задание на исполнение или составление алгоритма для изученного компьютерного исполнителя. (Учитель заранее готовит задания с несложными линейными, разветвляющимися или циклическими алгоритмами).

    7. Загрузите приложение Блокнот и напечатайте задание:

    Поставьте скобки так, чтобы получился верный ответ:

    5 + 27 – 17 : 5 + 42 : 7 = 7

    При расчетах используйте приложение Калькулятор.


    Rambler's Top100
    Сайт создан в системе uCoz
    Сайт создан в системе uCoz