Технологические подходы к  изучению проблемы здоровьесбережения
на уроках русского языка и литературы

       И.А.Шерстобитова, 
учитель русского языка и литературы лицея №179 г. Санкт-Петербурга

Здоровье человека является приоритетным направлением современного научного
познания, государственной политики России.
Проблема здоровьесбережения направлена на человека, на развитие его
нравственных, интеллектуальных, физических, психических задатков,
обеспечение здорового образа жизни.
Целью изучения проблемы здоровьесбережения является становление
ответственности школьника к здоровью как к личной и общественной ценности,
т.е. отказ от потребительской жизненной ориентации в пользу физического,
душевного и духовного развития.
Я как учитель словесности ответственна за духовное развитие моего ученика.
Свою работу по здоровьесберегающей деятельности вижу прежде всего в
воспитании гармонично развитой личности, ориентированной на такие ценности,
как жизнь и здоровье. 
Отбор содержания образования в области  здоровьесберегающей деятельности
основывается на принципах научности, гуманистичности, прогностичности и
интеграции. Принцип научности базируется на информации о системе связей
человека и мира. Принцип гуманистичности ориентируется на внимании к
человеку, исходит из представления о здоровье как высшей ценности. Принцип
прогностичности способствует воспитанию потребности заботы о здоровье.
Принцип интеграции направлен на целостное восприятие проблемы
здоровьесбережения.
Цель моей работы по здоровьесберегающей деятельности:
- достижение учащимися уровня профессиональной (социально-коммуникативной)
и методологической (речевой) компетентностей;
- обеспечение учащихся системой интегрированных знаний о 
здоровьесберегающей деятельности, которые стали бы основой самопознания,
саморазвития, самотворения как человека духовного и физически развитого.
Для реализации поставленных задач мною выбрана технология интеграции,
проектных мастерских и мастерских ценностных  ориентаций. Почему?
Мастерская ориентирована на личностно-деятельный подход. Она дает продукт
диалоговой деятельности различных планов: интеллектуального,
эмоционального, этического, коммуникативного, психологического. На выходе
из мастерской ученики могут обрести целостную смысловую картину
современного мира и осознать ценность своего "я" в этом мире, познать и
проявить собственную индивидуальность. Процесс "проживания" мастерской
также самоценен. 
Доминантой мастерской является литературная установка на создание
проблемных ситуаций, специфика которых состоит в сопряжении полюсных
понятий (выбор: здоровье-болезнь, жизнь-смерть, милосердие-жестокость и
т.п.). Решение ключевых нравственных проблем важно как для понимания
своеобразия идейно-художественной позиции писателя, так и для формирования
ценностных ориентаций подростков, у которых в силу критического и
максималистского осмысления легко развивается отрицательный полюс понимания
концепта "здоровьесберегающая деятельность".
Таким образом, на этапах литературной установки и языкового воплощения
концепта идет процесс  целенаправленного накопления                  
читательского, языкового и речевого опыта ученика, результатом которого на
третьем этапе становится собственное "творение концепта". Схематически
процесс моделирования личностного концепта можно изобразить следующим
образом:

Текстовый (художественный)  <-->     Общеязыковой концепт 
концепт как фрагмент индиви-         как инвариант коллектив-
дуально-авторской картины             ного (социального) знания
мира   
                                               < ---- >
                                Личностный концепт как
                                вариант индивидуального
                                знания (системы личностных
                                смыслов, координирующих
                                с системными значениями
                                слова - имени концепта) (5)
Межпредметная интеграция (русский язык, литература, развитие речи)  -
одновременно цель и средство обучения. Интеграция как цель обучения
развивает способности учеников к концептуальному мышлению.Интеграция как
средство обучения осуществляется на основе концепта "здоровьесберегающая
деятельность", т.е. на семантическом уровне.              
Выбор содержания уроков и внеклассных мероприятий "Толкование концепта
"Здоровьесберегающая деятельность", "Врачи-писатели" обусловлен связью с
допрофессиональной подготовкой учащихся и курсом СПб ГМА им.И.И.Мечникова
"Гуманизм врачебной профессии".
Выбранный подход к реализации  концепции здоровьесбережения проиллюстрирую
конспектом урока.

Тема урока: "Урок юному врачу"

Учитель: Шерстобитова И.А.

Технология: интегрированный урок по русскому языку и литературе с
элементами проектной мастерской и мастерской ценностных ориентаций.
Цель общая: средствами интегрированного урока русского языка и литературы
активизировать познавательно-исследовательскую деятельность учащихся в
направлении здоровьесбережения, ввести в систему ценностей понятия
духовного и физического здоровья.
    
Цель частная: анализ произведения М.А.Булгакова "Записки юного врача" в
соотнесении  с проблематикой урока.

Задачи: 
образовательные:
1	продолжение обучения анализу художественного произведения в единстве
формы и содержания;
2	введение в лексикон учащихся новой терминологии ( проектная и
здоровьесберегающая деятельность), лексическая работа с новыми концептами
("здоровье", "здоровьесберегающая деятельность", "ценность");
3	обучение составлению проекта-плана.
развивающие:
1	развитие познавательных и мыслительных  способностей;
2	развитие умения творчески и глобально мыслить.
воспитательные:
1	воспитание будущего врача как человека духовного, стремящегося к
самопознанию, самосовершенствованию, самовоспитанию.

Место урока в системе: урок внеклассного чтения.

Оборудование: фотографии: портрет Булгакова - выпускника    медицинского
факультета Императорского университета св.Владимира. Киев 1916 г., диплом
лекаря с отличием М.А.Булгакова.31 октября 1916 г., М. Булгаков в военном
госпитале в Саратове , 1915 г., раздаточный материал. 

Прогнозируемый результат: 
1	сформирована личность Врача не просто как человека, способного к
самореализации в профессии, но и как человека духовного, интеллигента,
готового к ежедневному подвигу во имя спасения жизни;
2	сформирован деятельностный подход к реализации задач  по сохранению
здоровья;
3	сформированы элементы здоровьесберегающей компетентности. 

Этапы интегрированного урока с элементами мастерской	Деятельность
учителя	Деятельность ученика
1. Сонастройка	Работа с темой урока и эпиграфами
2. Индукция 
   («наведение»)	Работа учителя по актуализации  (внутренний мир
учащихся)	Ассоциации, воспоминания, эмоции, личный опыт как реакция на
заданную ситуацию
3. Индуктор (I)	Вводится средство для  включения процесса индукции
(слово-образ «врач»)
Проблемный вопрос	Работа со словом образом
4. Социализация		1. Афиширование высказываний о врачах
Самоконструкция (конструирование модели явления)		1. Ключевые слова
2. Создание образа – идеала Врача
Социализация		1. Устный рассказ о Булгакове
Групповая социализация		1. Работа по созданию образа реального врача
Межгрупповая социализация	Выход на понятие конфликта	1. Защита групповых
гипотез по созданию образа реального врача
Самоконструкция	Моделирование проблемной ситуации	1. Проблемная ситуация.
Выход из нее (собственный опыт)
Самоконструкция	Какой урок мы можем извлечь?	1. Ответы, опирающиеся на
собственный опыт и материал урока
Индуктор II	Средство для включения процесса индукции «ценность»	
Индукция (II)		Работа с концептом «ценность».
Самостоятельных выход на концепт «здоровье»
Индуктор III	Средство для включения процесса индукций «здоровьесберегающая
деятельность»	Работа с концептом «здоровьесберегающая деятельность»
Индукция (III) и самоконструкция		Составление учебного словаря
Социализация		Составление словарной статьи
I этап 
Актуальность	Проектирование
Выход на тему 	1. Работа с рассказом «Пропавший глаз»
II этап 
Потребность	Выход на тему  	1. Работа с рассказом «Тьма египетская»
III этап
Планирование плана конкретных действий		1. Работа с «Записками юного врача»
в целом; с биографическими данными
IV этап
Результат деятельности	Выход на проблемный вопрос .	1. Работа с рассказом
«Полотенце с петухом»
Межгрупповая соц-я		Создание личного проекта
 Дедукция 
(«выведение»)	Работа с темой и эпиграфами

Урок юному врачу
                                                                           
                                                    
Интересно, кто там сидит сейчас на моем
месте? Молодой врач вроде меня...
М.А. Булгаков
"Записки юного врача".
          
Давно уже отмечено умными людьми, что счастье - как здоровье; когда оно
налицо, его не замечаешь.    
М.А.Булгаков 
"Записки юного врача".

Я-доктор, готовлю диссертацию. Временами я жалею, что я не писатель.
М.А.Булгаков
"Необыкновенные приключения доктора". 

Ход урока.
Тема нашего разговора сегодня звучит так: "Урок юному врачу". Как вы ее
понимаете?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к толковому словарю и
найдем там значение слова "урок".
Урок - учебный час, посвященный отдельному предмету (учитель дает урок).
Урок - учебная работа, заданная на дом.
Урок - нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод на будущее
(извлечь уроки).
Итак, в каком же значении употреблено слово "урок" в теме?

Сегодня мы познакомимся со всеми тремя значениями этого слова.
Известно, что эпиграф раскрывает главную мысль того, о чем идет разговор на
уроке. Читаю 1 эпиграф. К кому обращается Булгаков? (К нам). Сегодня на
уроке мы будем создавать образ врача.
Читаю 2 эпиграф. Истолкуйте его. С чем сравнивается счастье?
Также сегодня на уроке мы будем говорить о здоровье как о счастье, как о
величайшей ценности.
Читаю 3 эпиграф. Конечно, до диссертации нам еще далеко. Но уже сегодня мы
можем сделать первый шаг в этом направлении -  создадим набросок проекта о
здоровье,  будем рассуждать о том, как сберечь здоровье человека.  
Итак, обобщим, в каком направлении мы будем сегодня работать. (Извлекать
уроки, создавать образ врача, говорить о здоровье и о том, как его
сберечь).

Представьте, что вы оказались в критической, очень тяжелой для вас ситуации
- вы заболели.
Какие чувства и мысли основные? (Страх, ужас, безысходность).
Что или кто может вам помочь? (Врач).
Я вам предлагаю обратиться к толковому словарю и отыскать в нем значение
слова "врач".
У этого слова два лексических значения:
- врач - специалист с высшим медицинским образованием; 
- врач - тот, кто лечит больных, исцеляет.
Как вы думаете, в каком значении  понятие "врач" обретает подлинный смысл, 
именно о таком враче мы говорим :"Врач с большой буквы".(Во втором).
А теперь обозначим главный, проблемный вопрос, над которым мы будем
размышлять на уроке: " Когда врач становится ВРАЧОМ?"
Чтобы приблизиться к разрешению проблемного вопроса, попробуем создать
идеальный образ врача. В этом нам помогут высказывания выдающихся людей.
(На партах распечатка).
Гиппократ (около 460-370 г. до н.э.) - врач, реформатор античной медицины.
С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике врача.
 
"Врач - философ; ведь нет большой разницы между мудростью и медициной". 
"Не навреди" (больному).
Мишель де Монтень (1533-1592) - философ. Рассматривал человека как самую
большую ценность.
"Когда творишь добро, сам испытываешь некое радостное удовлетворение и
законную гордость, сопутствующую чистой совести".
"Врач, впервые приступая к лечению своего пациента, должен делать это
изящно, весело и с приятностью для больного; и никогда хмурый врач не
преуспеет в своем ремесле.
Рохас (1465-1541) - испанский писатель.
"Радостное выражение лица врача - начало выздоровления больного".
Учащиеся по очереди читают высказывания и выписывают ключевые слова.
- ВРАЧ - мудрость, не навреди, творить добро, чистая совесть...
А теперь, используя ключевые слова, создадим идеальный образ ВРАЧА.
Идеальный врач - это интеллигент, философ, человек мудрый, добрый,  человек
с чистой совестью, огромной душой...
У нас теперь есть идеал, на который мы можем опираться. Но идеал всегда
оторван от реальности. Для того чтобы глубже разобраться, что скрывается за
понятием "Врач с большой буквы", обратимся  к реальному образу
врача-писателя М.А.Булгакова.
Сегодня Булгаков станет для вас учителем, дающим урок не только
профессионального мастерства (как врач), но и урок нравственного поведения
врача (как писатель).
Выступление ученика.
"Профессия врача казалась мне блестящей",- говорил Булгаков, объясняя свой
выбор. Аргументом в пользу медицины он называл  интерес к "устройству
человека", а самое главное - это возможность ему помочь.
Студент-медик Булгаков прошел через мировую войну, работая во фронтовом
госпитале. Демобилизован по здоровью. В1916году приезжает для работы в
больнице в село Никольское. Многие говорили о нем: "Уж больно молодой
доктор, что он знает?" И действительно, худощавый светловолосый Михаил
выглядел моложе своих 24лет. Но это не помешало ему стать хорошим
специалистом. К нему стали привозить больных из отдаленных селений,
несмотря на то, что там имелись штатные врачи. Часто коллеги обращались к
нему за помощью.   
Что, с вашей точки зрения, самое важное в биографических сведениях о
Булгакове?
Дает ли биография подлинное представление о личности? (Нет). Почему? А что
дает? (Поступок).
Для того чтобы получить подлинное представление о личности Булгакова,
обратимся к его "Запискам юного врача" и проследим этапы становления и
рождения врача. (По рассказу "Полотенце с петухом".).
Учащиеся работают по группам.
Задание: 1 группе выписать фразы, характеризующие внутреннее состояние
юного врача.
2 группе - внешние проявления этого внутреннего состояния.
 Внутреннее состояние           Внешние проявления
 "У меня есть диплом,
 я имею 15 пятерок...
А если грыжу привезут?..        Надвигался вечер,
Что же я буду делать?А?          я осваивался...
Так-с... со справочником
я расставаться не буду...
 Я пропал                                 - Что вы, что вы,-  за-
                                                  бормотал я...
Вот начало! Зачем я                - Что случилось?
приехал!
...и грыжа померкла у 
меня в памяти.

Каким предстает в начале рассказа юный врач? (Растерянным, неуверенным в
себе).
Зачем  в рассказе приводится такая деталь, что девушка была "редкостно
красива"?
Продолжим работу над рассказом и проанализируем сцену операции.

Тут уж ничего не 
сделаешь...                                   – Камфары.
Умирай скорее.                           - Камфары еще.
Придется в первый раз
в жизни делать ампутацию          - Готовьте ампутацию.
Пусть умрет в палате,  ког-          Полоснул бедро,     
да я кончу операцию                    как опытный мясник
Почему не умирает?                     - Жива?                             
                                       
                                        Жива...
        
Что происходит с героем? (Внутренний конфликт, он мечется, ему тяжело).
Сравните его душевное состояние в начале операции и в конце.
В какой колонке фразы теплые, а в какой холодные? Можем ли мы сказать, что
теплые и холодные ряды слов взаимодействуют? (Да).Дайте название процессу,
происходящему в душе героя. (От тьмы к свету, от безысходности к вере -
возвышение, совершенствование, гармонизация, одухотворение).
Но что еще иллюстрируют ряды слов? Какое внутреннее состояние? (Выбора).
Между чем и чем? Зачем использует лексический повтор (умрет)  и в конце его
антоним (жива)? (Врач выбирает: бороться за сохранение жизни или дать
спокойно умереть безнадежному больному).
Проблемная ситуация
Была ли у вас ситуация острого выбора? Какое состояние души сопровождало
выбор, что вам пришлось пережить? 
Выбор- страх, неизвестность...
А как бы вы поступили на месте юного врача? Сдались или продолжали
бороться? (Автор ведь в мыслях сдался, а внешне продолжал работать).
Почему Булгаков употребляет ужасное сравнение врача с мясником? (Иногда
нужно быть жестоким, чтобы спасти жизнь человеку).
Итак, какой урок  нам дает наш учитель Булгаков? ( Бороться за жизнь
человека в казалось бы безнадежной ситуации).
В какой момент происходит рождение ВРАЧА:
получение диплома с 15 пятерками или..? ( На работе, когда он делает первую
в своей жизни операцию, спасает человека, возвращает ему здоровье...).
А теперь, вернемся к образу врача. Пользуясь материалами урока, составьте
портрет реального врача.
Врач - любовь к человеку, гуманное отношение к человеку, ежедневный
героизм, личный подвиг, интеллигент, оказывает помощь нуждающимся, 
просвещение народу...
Сопоставьте идеал и реальность. (Они одинаковы). По сути можно провести
параллель между Врачом и Богом. Оба познали Истину - Жизнь. Для врача
Жизнь- это здоровье. Врач- миссионер, у него миссия Христа-Спасителя.
Ребята! На доске написано слово "ценность". Истолкуйте его с помощью слов и
словосочетаний, разъясняющих его значение и начинающихся с той же буквы, с
которой начинается каждая строка по горизонтали.
Ц - цены не имеет
Е - единственное в своем роде
Н - необыкновенное
Н - непреходящее
О - особенное
С - свое, самим выбранное
Т - творимое
Ь 
Прочитаем в группах
Как вы думаете, какую ценность сберегает каждый день врач? (Здоровье).
Как пахнет здоровье? (Запах здоровья (яблока) - запах нездоровья
(лекарства). Учащиеся на осязательном уровне понимают, что такое здоровье
(Метод тактильных ощущений).
Дайте словесный портрет концепта "здоровье", используя найденные слова,
свои осязательные ощущения.
Здоровье - то, что не имеет цены...

Да, здоровье - величайшая ценность и его надо беречь. Сегодня  я хочу
ввести в ваш лексикон такое понятие, как здоровьесберегающая деятельность.
Попробуем поразмышлять над смыслом этого словосочетания и для этого
составим учебный словарь. Какую информацию о слове должен содержать наш
словарь? (Лексическое значение).
Но для этого произведем словообразовательный разбор:

1.Здоровьесберегающая - здоровье+сберечь(+)
А теперь определим лексическое значение по толковому словарю:
Здоровье -  правильная нормальная деятельность организма, его полное
физическое и психическое благополучие.
Сберечь - не истратить, не израсходовать понапрасну.
2. Синонимы к понятию "здоровый" человек: сильный, крепкий. Антонимы:
больной, хворый (разг.).
3. Этимология: происходит от древнерусского" дерево"
4. Метафорический портрет слова:
-  поздравления (будьте здоровы);
-  пожелания (здоровья);
-  приветствие ( здравствуйте - пожелания здравия, здоровья);
-  песни "Если хочешь быть здоров...", "Утренняя гимнастика"
-  высказывания выдающихся людей о здоровье:
Аристотель: "Жизнь требует движения".
Т.Мор: "Здоровье есть само удовольствие".
Рей: "Здоровье дороже богатства".
Гиппократ: "Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в
повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье,
полноценную и радостную жизнь".
А теперь, на основе собранной информации о слове, составьте словарную
статью по концепту "здоровьесберегающая деятельность".
Здоровьесберегающая деятельность - это нравственная работа по
совершенствованию человека , осознание им ценности  здоровья, работа по
сохранению своего здоровья и здоровья своих близких.
(Учащиеся читают варианты).
Дав определение понятию "здоровьесберегающая деятельность", мы
сформулировали ключевую идею нашего проекта и начали, тем самым, работать
над ним.
В тетрадях напишите: Проект-план (план, т.к. это не окончательный проект, а
набросок к нему) здоровьесберегающей деятельности.
Ключевая идея проекта.
Следующий этап: нам надо определить, для кого мы пишем данный проект, т.е.
пользователя проекта.
В тетрадях: Пользователь проекта.
Всякая проектная деятельность имеет цель. Я думаю, вы все согласитесь со
словами Булгакова, которые отразят, как нельзя лучше, цель нашей
деятельности по здоровьесбережению. "Как хочется мне всем помочь. Спасти и
эту, и того. Всех спасти". ("Записки на манжетах").
Также важно, на мой взгляд, пропустить проблему здоровьесбережения через
себя, применить к себе, к своим близким, к своим будущим пациентам. И опять
же ориентиром в этом вам также могут послужить слова Булгакова, сказанные
им перед смертью: "Я хотел служить народу. Я никому не делал зла".
В тетрадях сформулируйте цель вашего проекта по здоровьесбережению.
Следующим этапом проектной деятельности будет осознание актуальности
проблемы здоровьесбережения.
Литература- учебник жизни. У писателя огромный эмоциональный и жизненный
опыт, и если мы будем хорошими читателями, то сможем этот опыт "присвоить",
"разделить", не повторить (если он негативный).
В рассказе "Пропавший глаз" Булгакова сделан акцент на такую актуальную во
все времена проблему, как ошибка врача.
Почему рассказ, поднимающий такую серьезную проблему, написан с юмором?
Инсценировка фрагмента рассказа.
- Я... я положительно не представляю себе, чтобы  мне привезли случай,
который мог меня поставить в тупик...
- Когда это случилось?
- С неделю , батюшка, с неделю милый...Выперло...
  "Что это такое. Мозговая грыжа...Гм...он
живет...Саркома...Гм...Мягковата...
- Вот что. Нужно резать.
-Что ж ему, без глаза оставаться?
- Нет у него глаза...
- А третьего дни был.
Прошла неделя.
-Узнали? - спросила баба насмешливо.
На руках молчаливо сидел младенец и глядел на свет карими глазами.
...Осторожно оттянул веко...А...а...
"Понял, черт меня возьми... у него из нижнего века развился громаднейший
гнойник, вырос и оттенил глаз, закрыл его совершенно...а потом как лопнул,
гной вытек... и все пришло на место...". 
Нет. Никогда, даже засыпая, не буду горделиво бормотать о том, что меня
ничем не удивишь.  И год прошел, пройдет другой год и будет столь же богат
сюрпризами, как и первый... Значит, нужно покорно УЧИТЬСЯ.
Какой урок преподносит юному врачу Булгаков?
Запишите в тетради, почему вы считаете проблему здоровьесбережения
актуальной. Опирайтесь на опыт Булгакова и свой жизненный опыт.

Следующий этап работы над проектом - осознание потребности в нем. Сейчас
запишите промежуточное домашнее задание.
Дома обратитесь к родственникам, знакомым и спросите, нужна ли им личная
программа по сохранению их здоровья.  
          Обратимся  к Булгакову.
В рассказе "Тьма египетская" Булгаков говорит о такой насущной потребности,
как проблема сохранения здоровья самим человеком: наплевательское отношение
к себе, к своим близким, доверие своего здоровья (а часто и здоровья
ребенка бабкам-знахаркам, бесконтрольный прием лекарств и т.п.).
Послушаем в чтении по ролям фрагмент рассказа.
-Извините, гражданин доктор,- приятным , мягким басом отозвалась фигура.
"Вежливый человек",- с удовольствием подумал я. К концу осмотра больной
меня очаровал. Он оказался грамотным ,и каждый жест был пропитан уважением
к науке.
На бланке я написал:
"Пелагея Ивановна! Примите во 2 палату мельника... У него малярия. Хинин по
одному порошку. Вот вам исключение! Интеллигентный мельник!"
И заснул.
...И проснулся.
-Мельник во второй палате помирает.
-Что?!
- Вообразите , доктор! Он все десять порошков хинину съел сразу!
Я, наклонившись, пощупал пульс.
- Объясни мне только одно, дядя: зачем ты это сделал?
- Да, думаю , что валандаться с вами по одному порошку? Сразу принял - и
делу конец. 
Ну, нет...я буду бороться. Я буду..
Какой урок мы можем извлечь из этого рассказа? 
Сформулируйте, почему возникла потребность в проекте (опирайтесь  в своих
утверждениях на Булгакова и на свой опыт).
Надо бороться за человека, просвещать его в вопросах приема лекарств.
Поэтому 6 этапом работы над проектом будет планирование программы
конкретных действий. И опять обратимся за помощью к Булгакову.
В удостоверении, выданном Булгакову Сычевской уездной управой,
перечислялись проделанные им за год операции, среди которых - одна операция
бедра(нашла отражение в рассказе "Полотенце с петухом"),поворот на ножку
при родовспомогательной процедуре("Крещение поворотом"),
трахеотомия("Стальное горло"),стрелянные в упор раны("Пропавший глаз") и
многое другое.
Булгаков - врач-практик, готов был прийти на помощь в любую минуту. За год
он принял 15613 больных, примерно 40 в день.
Мог ли Булгаков планировать свою деятельность?
(Нет. Ежедневный героизм.). Но мы можем создать некий нравственный алгоритм
своей деятельности по сбережению здоровья людей.
Сделайте наброски  алгоритма конкретных действий по сохранению здоровья
человека. (Учащиеся читают свои записи в группах).
И вот мы подошли к последнему этапу нашего проекта - это результат
деятельности. И вновь обратимся к классику.
Послушаем в подготовленном чтении отрывок из рассказа "Полотенце с
петухом".
В дверь постучали.
Она поглядела на меня, и щеки ее замело розовой краской.
- Руку поцелуй,- вдруг неожиданно сказал отец.
  Тогда она, обвисая на костылях, развернула сверток, и выпало длинное
снежно-белое полотенце с безыскусным красным вышитым петухом.
  -Не возьму,- сурово сказал я. Но у нее стало такое лицо, такие глаза, что
я взял...
Каким же должен быть результат работы врача?
(Самое главное - благодарность пациента, момент излечения).
Сформулируйте в группах прогнозируемый результат вашей деятельности по
здоровьесбережению.
Вернемся к проблемному вопросу "Что же делает обычного врача Врачом с
большой буквы?"
Как вы думаете, что отличает просто врача от врача-писателя?
(Каждодневная хирургическая практика, бесценный опыт сельского врача,
вынужденного в одиночку справляться с многочисленными и неожиданными
болезнями, необходимость принятия самостоятельных решений сформировали в
Булгакове серьезность размышлений, глубокое знание человека, атеизм и,
вместе с тем, веру в высшее начало. Обладая даром врача-диагноста в
дальнейшем Булгаков проявит себя в своих произведениях как диагност
социальный. Сегодня очевидно, насколько проницательным оказался писатель в
неутешительном прогнозе развития общ. процессов в стране).
А теперь я вам предлагаю ощутить себя врачом-практиком, врачом-писателем,
лечащим не столько тело, сколько душу.
Используя словарную статью, материал урока , составьте личный проект по
сохранению здоровья   (своего, вашего одноклассника, родителей).
      
 Личный проект здоровьесберегающей  деятельности "Записки юного врача".
 Учащиеся читают наброски проекта.
Каждый из вас прочитал набросок своего проекта. Но юный врач, как видится
Булгакову в "Тьме египетской", всегда со своей ратью ("Борюсь. Но не один.
За мной идет моя рать: Демьян Лукич, Анна Николаевна, Пелагея Ивановна. Все
в белых халатах, и все вперед, вперед...").
Вот и я вслед за Булгаковым предлагаю объединить ваши личные проекты,
проекты, созданные в группах на уроке,  в  программу лицея по
здоровьесбережению. Но эту работу мы начнем после презентации ваших
проектов.
Вернемся к теме и эпиграфам.
Обобщим.Какие же уроки преподал нам Булгаков? (Каким нужно быть, чтобы
заслужить высокое звание ВРАЧА с большой буквы).
Читаю 2 эпиграф. Здоровье - величайшее счастье, данное человеку. И ваша
задача - сохранить здоровье человека, т.е. сделать его счастливым.
Читаю 1 эпиграф. Вы - будущие врачи. Любому врачу важно знать, кто придет
на его место.  И, наверное, важно пройти весь путь от врача с 15 пятерками
до Врача с большой буквы.
И хочется урок закончить обращением Булгакова к вам, продолжателям великой,
поистине божественной миссии - миссии Врача.
"Итак, ушли годы. Давно судьба и бурные лета разлучили меня с занесенным
снегом флигелем. Что там теперь и кто? Я верю, что лучше. Здание выбелено,
быть может, и белье новое. Электричества-то, конечно, нет. Возможно, что
сейчас, когда я пишу эти строки, чья-нибудь юная голова склоняется к груди
больного. 
Привет, мой товарищ!"
Наверное, правильнее всего будет ответить:
"Здравствуй, Учитель!".
Домашнее задание. Обратимся ко второму лексическому значению слова "урок".
( Урок - работа, заданная на дом). Дома: продолжить работу над проектом.
Составить диаграммы потребности в проекте. Нарисовать аллегорический
портрет "Здоровья-болезни". На следующем уроке- презентация вашего проекта.
В перспективе мы объединим наши проекты и составим "Программу юных врачей
лицея 179 по здоровьесбережению".

Далее в качестве реализации домашнего задания приведу фрагменты личных
проектов учащихся 8"Б" и 11"А" классов.
 Кутыева Эльмира 11"А" класс.
1. Ключевой идеей моего проекта является разработка конкретных действий,
направленных на осознание подростком необходимости ведения здорового образа
жизни, борьбы с вредными привычками.
2.Пользователем проекта может быть любой подросток, попавший в никотиновую
зависимость.
3.Цель моего проекта: сделать слабого человека - сильным, помочь вновь
обрести духовное и физическое здоровье, внутреннюю гармонию с миром и с
самим собой.
4.Актуальность. В настоящее время в семье, где курят взрослые - курящих до
100%.
5.Потребность. О вреде курения знают все, но это не останавливает.
Поэтому возникает потребность донести до подростков последствия никотиновой
зависимости.
6.Планирование конкретных действий.
В каждом случае это индивидуально. Но пошаговый алгоритм можно вывести и
применять на практике.
  - Душевная беседа.
  - Моральная поддержка.
  - Наглядность (фильм, передача вреде курения, пример соседа, показ 
состояния легких курильщика, его зубов и т.п.).
7.Результат.
Результатом можно считать даже то, что человек осознал пагубность привычки
и стремится от нее избавиться.
             Хочешь быть сильным? Будь им!

              Тебе предлагают пить, курить или колоться?
              В ответ ты можешь просто приколоться!
              Сказав им: "Ребята, я пью и курю,
              Но поверьте, кайфа от жизни я не ловлю!
              Мне хочется здоровым и счастливым быть,
              Для начала я откажусь пить и курить!
              У меня здоровье от природы, а это дар!
              Я не заслуживаю собственных кар!
              Я здоровый и сильный и постараюсь всего добиться,
              А хоронить себя заживо, поверьте, уж лучше не родиться!

Маслаков Михаил 8"Б" класс. Создал проект-обращение к другу.
(Приводится фрагмент проекта).
Я хочу тебе рассказать, как опасно курение. Сигаретный дым поражает твои
легкие -> бронхиальная астма; раздражает твой желудок -> его воспаление -
гастрит - язва - смерть.
Я хочу тебе помочь бросить курить. Если ты готов к этому, то я тебе
советую:
- избегай курящих людей;
- займись спортом (давай вместе ходить в одну спорт.секцию)...
7.Результат.
Я рад , что помог другу!
Бойнов Антон 8"Б" класс
"Жизнеописание Федора Сумкина".
1.Ключевая идея: лечение человека от вредных привычек и возвращение ему
личности (приводиться в соответствии с оригиналом детской работы).
2.Федор Сумкин,14лет. Попал в плохую компанию. Стал курить, выпивать.
Это произошло из-за того, что отец и мать не уделяли Федору внимания.
6.Планирование конкретных действий.
- Федор! Твой выбор не принесет ни тебе ничего хорошего, ни твоей семье.
Помнишь Сашу со второго подъезда, так он  в тюрьме...
7.Сейчас Федор Тимофеевич Сумкин счастливый человек. У него есть работа (он
врач) и семья.
Меньшикова Ксения 11"А" класс.
4.Потребность (насущная).
Этот проект необходим моей подруге, чтобы избавиться от курения.
7.Подруга должна понять всю опасность того, что с ней может произойти в
будущем.
Уткина Устинья 8"Б" класс.
1.Ключевая цель проекта.
- Спасти человека, который мне дорог.
- Просветить его, что курение - это проблема, и от нее легко не
избавишься.
- Донести мысль о том, что есть много способов сделать жизнь счастливее и
без сигарет.
Антропова Полина 8"Б" класс.
(В основе ее проекта лежит идея профилактики)
1.Ключевая идея проекта.
    Здоровье - бесценный дар, который дан человеку природой. Без него
нельзя сделать жизнь интересной и счастливой. Люди забывают о том, что
потерять легче, чем сохранить. Так давайте же не будем портить здоровье
изначально, чтобы не расплачиваться в дальнейшем! 
Симонова Ксения 8"Б" класс.
1.Ключевая идея проекта (ее проект  - это крик души).
   Здоровье - это самая большая ценность, которой только может обладать
человек. Это то, что нельзя купить, продать, найти, но очень легко
потерять. Поэтому мы должны его беречь.
                  У тебя больное лицо,
                  У тебя опухли глаза...
                  Куришь?! Пиво целый день пьешь?!
                  Боже, на кого ты похож!!!

Использованная литература:
1. Булгаков М.А. Избранные произведения: В 2-х томах/М.А.Булгаков - М.:
Рипол Классик. - М.,2003.
2. Рыжкова Т.В. Путь к Булгакову. Кн. для учителя/Т.В.Рыжкова. - СПб.:
Фирма "Глагол",2000.
3. Сахаров В.И. М.А.Булгаков в жизни и творчестве: Учебное пособие для
школ, гимназий, лицеев  и колледжей/В.И.Сахаров. - М.: ООО "Тид" "Русское
слово". - РС; 2002.
4. Галицких Е.О. "От сердца к сердцу». Мастерские ценностных ориентаций для
педагогов и школьников"/Е.О.Галицких. - М.: Методическое пособие. - СПб.:
"Паритет", 2003.
5. Мишатина Н.Л. Диалог с культурными концептами в 5-11 классах.
Учебно-методическое пособие/Н.Л.Мишатина. – СПб:Сага, Наука, 2004. – С.15.
Сайт создан в системе uCoz