Урок – это зеркало общей и педагогической культуры
учителя, мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора и эрудиции.
В. Сухомлинский
«Научить человека жить в информационном
мире – важнейшая задача современной школы».
А. П. Семёнов
Научить ученика… А сам учитель готов к этому? Вот этот вопрос и помогает определить важную задачу современного этапа развития школы – мотивацию учителей к активному использованию ИКТ ресурсов. Как это сделать? На мой взгляд, необходимо преодолеть психологический и компетентностный барьеры в использовании ИКТ. Надо самому учителю спокойно принять решение о совершенствовании методов обучения и преодолению информационной безграмотности. Используя ИКТ на уроках литературы, я поняла, что достичь результативности их использования можно только в том случае, если обеспечить комплексное их использование в педагогической деятельности. Жизнь подтвердила правильность такой позиции.
1. Сегодня невозможно представить любой урок без использования информационно-коммукационных технологий обучения, хотя многие считают, что компьютерные технологии – это прерогатива только учителей информатики. На самом деле, это не так. Современный урок – это урок, демонстрирующий компьютерную грамотность преподавателя и ученика, это урок, позволяющий быстро и мобильно использовать информационные технологии для объяснения или закрепления материала, изучаемого на уроке, это широкая возможность использования информационного поля, это средство общения с огромным количеством информации и систематизация этой информации, это урок, дающий не просто определенный объем знаний, а дающий возможность учиться. Урок – это для системы образования социальный заказ общества. Он обусловлен:
• социально-психологическими потребностями общества,
• уровнем его развития,
• конкурентоспособностью его экономики,
• развитием современных технологий,
• нравственными и моральными ценностями этого общества.
Сегодня система образования нацелена на:
• получение твердых теоретических знаний
• практическое применение этих знаний
• ученик получает возможность выбирать приоритеты в образовании
В книге американского педагога Филиппа С. Шлехти «Школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования” есть такой диалог:
- Что вы хотите от школы?
- Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно.
Вот так и разрешается данная проблема: использовать на уроке литературы (или каком другом уроке) современные компьютерные технологии или нет. Использовать, это необходимо для обучения современного ученика. Кроме того, сегодня для того, чтобы быть профессионалом в вопросах экономики, информатики, искусства, литературы и многих других направлений, надо ежедневно перечитывать журналы и газеты, смотреть передачи, знакомиться с ресурсами Интернета, посещать библиотеки… Скорость прихода информации к человеку увеличилась в тысячи раз. Так вот, наряду со знаниями, необходимо владеть навыками. Навыками сбора, обработки и систематизации, анализа информационного массива. Эти навыки очень важны в жизни. Им можно и нужно обучать еще в школе на разных уроках, в том числе и на уроках литературы. Передо мной, как перед учителем, стоят следующие задачи:
• Активизировать работу по внедрению методов ИКТ в образовательный процесс, а именно с помощью урока литературы
• Систематизировать использование ИКТ в учебном процессе и внешкольных мероприятиях
2. Урок литературы и система использования ИКТ на этих уроках:
• Урок-лекция, обзорный урок, биографический урок, урок-экскурсия, урок-закрепление и т.д. (использование презентации, фото- и видеоматериалов, документов и т.п.). Использование электронных учебников. Использование Интернет-материалов. Использование компьютерных версий: «Библиотека Мошкова», «Подготовка к ЕГЭ», «Большой энциклопедический словарь Кирилла и Мефодия» и других. Самостоятельные творческие работы учащихся в форме презентации по теме урока. Подготовка тестов и других видов проверочных работ по литературе.
Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала. Эту проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме.
Одна из форм работы на уроке — заочная экскурсия. В процессе проведения заочного путешествия необходимо объединение таких элементов, как речь, зрительный ряд, музыкальное оформление. Демонстрация слайдов при помощи программы Power Point позволяет учителю по-новому организовать работу на таком уроке. Таким образом, заочная экскурсия по Старой Руссе (по местам Ф.М.Достоевского, где недавно побывали мои ученики) или по дворянским усадьбам 19 века при помощи компьютера позволяет каждому ученику окунуться в атмосферу того времени, остаться наедине со своими чувствами и переживаниями, что способствует активизации познавательной деятельности.
• Урок: анализ текста художественного произведения, анализ лирического произведения и т.д.. Подготовка к сочинению. Создание письменной работы на уроке и работа с текстом (выводы оформляются учениками на уроке в компьютерном виде).
Зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.
Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником в изучении литературного произведения.
• Создание учителем-предметником электронного пособия, сайта, учебника. Планирование работы. Главные компоненты:
- Активный интерфейс: способы взаимодействия программы и ученика (вопросы, тесты, и т.п.).
- Графика: создание зрительных образов абстрактных объектов.
- Звуковые эффекты: например, для поощрения правильных ответов (могут быть включены или выключены пользователем).
- Гипертекст.
- Видеоэффекты.
Для представления иллюстративного и информационного материала большие возможности открывает работа по созданию сайта ("Здравствуйте, Тамара Владимировна!"). Работа над каждым разделом требует знакомства с дополнительной литературой, биографическими источниками, умения систематизировать, оформлять и размещать материал в информационном пространстве.
Самостоятельной работы ученика по составлению таких программ — полный простор для творчества и возможность заинтересовать большее количество ребят предметами гуманитарного цикла.
• Урок-мастерская с использованием ИКТ. Уроки по развитию речи. Творческие конкурсы и олимпиады по литературе.
На таких уроках возможно использование Интернет-ресурсов, быстро и оперативно использовать информацию, что повышает качество обучения на уроке и способствует эффективности урока.
• Внеурочная деятельность (экскурсии, лекции, интеллектуальные игры, игра «Автограф», литературные и литературно-музыкальные композиции): использование презентации, творческие работы учителя и учащихся (фотоальбом, видеосюжеты на DVD, выполненные в программе «Студия-9», создание папок с материалом по изучению материала, размещение отчетов о мероприятиях и работ учащихся на сайте гимназии, работа с экзаменационными билетами по предмету и т.д.)
• Издательская деятельность: выпуск классного журнала (в 2005-2006 учебном году «Новейший Сатирикон», в 2006-2007 учебном году – «Специальный выпуск, посвященный Дню Учителя»). Работа с документами и иллюстрациями в разных программах: Microsoft Word, Photoshop, Power Point, Page Maker.
• Научно-исследовательская деятельность (курсовые работы и выступления на научно-практической конференции гимназии «Брюсовские чтения», научно-исследовательские работы по литературе и выступления-презентации, оформление документации и библиографическая работа)
• Внеклассная работа (проведение внеклассных мероприятий с использованием ИКТ).
• Работа с родителями (родительские собрания, день открытых дверей, конференция для учителей, учащихся и родителей) с использованием ИКТ.
• Подготовка учителя к уроку (работа в Интернете, подготовка компьютерных материалов и т.д.)
• Использование домашнего компьютера для выполнения различных заданий.
Основные требования к электронному домашнему заданию:
1. Домашнее задание может быть ориентировано на 2 (или 3) группы учащихся: слабые + средние (слабые + средние + сильные) или средние + сильные (слабые + средние + сильные).
2. Должен быть определен обязательный минимум выполнения + выделено пространство для инициативных учащихся, временные рамки, количество источников информации (адреса определенных, «опорных» сайтов).
3. Программа реализации задания (это может быть MS Word, PowerPoint или Publisher).
4. Объем отчетного документа (количество страниц, файлов, слайдов и т.п.).
5. Дополнительное задание.
6. Должно быть оговорено место размещения выполненной работы.
С учетом того, что домашние задания по предметам увеличиваются и усложняются, ставится вопрос о разгрузке школьников. Как вариант, предлагается понятие интегрированного домашнего задания: одно задание засчитывается по двум предметам (например: по литературе и истории, по литературе и МХК, по русскому языку и литературе). Таким образом, мы не только разгружаем ребенка, но демонстрируем ему наличие межпредметных связей, воспитываем понятие целостности мира.
3. Данная работа по использованию ИКТ в деятельности учителя и ученика позволяет решить следующие проблемы:
• Повышение информационной культуры учащихся
• Развитие речи учащихся
• Расширение читательского кругозора
• Методическая разработка урока с использованием разных форм его проведения
• Использование педагогического опыта других учителей и школ
• Практические навыки по использованию ИКТ на разных предметах
• Вовлечение учащихся в информационную среду, умение работать в ней, отбирать и систематизировать материал, использовать его в своей практической деятельности
• Развитие творческих способностей учащихся, возможности моделирования примеров и текстов
• Развитие умений и навыков учащихся по решению тестовых заданий и других видов работ, подготовка к единому государственному экзамену по литературе
• Оперативность подачи информации
• Неограниченный доступ к информации (можно использовать столько информации, сколько необходимо для выполнения данного вида работы).
Интернет-технологии на уроке могут рассматриваться:
• Не как цель, а как еще один инструмент исследования
• Как источник дополнительной информации по предмету
• Как способ самоорганизации труда и самообразования
• Как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя
• Как способ расширения зоны индивидуальной активности человека
• Как средство социализации ученика
4. Педагогические аспекты информационно-коммукационной деятельности на уроке литературы:
• Активизация познавательной деятельности учащихся
• Развитие речевой деятельности учащихся
• Стимулирование и развитие навыков самостоятельной и творческой работы
• Расширение читательского кругозора и овладение навыками анализа текста, развитие таких умений и навыков, как чтение, составление тезисов по теме, создание рефератов или конспектов по литературе, умение отбирать и систематизировать материал, умение выделять главное и развитие логических способностей учащихся
• Воспитание стремления к познанию, развитие поисковой деятельности учащегося
• Развивающий, обучающий, воспитывающий характер преподавания на уроке с использованием ИКТ
• Здоровьесберегающие технологии
Основной формой в школе сегодня остается урок, и очень важно включить возможности Интернет-обеспечения и ИКТ в деятельность учащихся, учителей, реализовать потенциал современных средств информационных технологий, направленных на достижение целей образования. Система работы учителя, безусловно, меняется в условиях использования информационно-коммуникационных технологий, здесь необходимо говорить об интеграции ИКТ с современными педагогическими технологиями:
• коммуникативными (ведущий метод - общение; обучение в сотрудничестве, взаимообучение, работа в парах (парах постоянного и сменного состава) и группах, учебный диалог, дискуссия);
• исследовательскими (ведущий метод - проблемное обучение, метод проектов; организационнная форма -совместный поиск решения проблемных ситуаций);
• игровыми (ведущий метод - игра; организационные формы - деловые, ролевые, игры-путешествия).
Решение данных задач требует определенных условий, необходимых для успешного сотрудничества с учителями-предметниками, среди них отмечу наиболее важные:
• Занятия должны проходить в компьютерном классе, где у каждого учителя должен быть современный персональный компьютер и мультимедийные средства
• Предоставление полного доступа к техническим средствам обучения
• Создание обстановки сотрудничества, доброжелательности
• Предоставление учебного времени на курсах для самостоятельной работы учителей-предметников на компьютере
• При необходимости - деление класса на группы и на подгруппы.
Тогда (при этих условиях) будут выполнены задачи, стоящие перед современной школой: развитие личности ученика, удовлетворение познавательного интереса учащихся, обучение их самостоятельности, а учителю помогут определить адекватность выбора методов, приемов, способов обучения.
Казакова Тамара Владимировна
учитель русского языка и литературы гимназии № 192 «Брюсовская» Калининского района
Сайт создан в системе uCoz
|