В данной разработке содержится описание УМК по астрономии, фрагмент которого «Строение Солнечной системы» был представлен на 2 городском фестивале «Использование ИТ в образовательной деятельности».
Методические материалы
Разработки занятий с применением компьютерных обучающих программ содержат:
Астрономия - предмет, изучение которого невозможно без использования большого количества иллюстративного материала. Компьютер служит средством для создания с помощью Microsoft Power Point презентация (слайд-шоу) по этому предмету. Компьютерной поддержкой обеспечен каждый урок курса, всего 34 часа. Проводится занятия могут в разной форме: лекционной, групповой, индивидуальной. Слайды используются для демонстрации вида и наблюдаемых особенностей различных небесных объектов, для сравнения и анализа полученной видеоинформации и, в зависимости от уровня подготовки класса, могут применяться различным образом. Разработки охватывают все темы курса и содержат уроки разных типов: изучения нового, закрепления, обобщения, контроля знаний. Уроки проверки знания проходят в два этапа – выполнение тестового задания на бумажном носителе и работа с компьютерными презентациями по анализу представленных изображений. На уроках по получению новых знаний в виде лекций презентации служат для иллюстраций, сопровождающих рассказ учителя. При проведении уроков в форме беседы слайд-шоу используются для создания проблемной ситуации на уроке. В этом случае предъявленные фото и видеоматериалы обсуждаются с учащимися, которые в ходе беседы получают навык сравнения и анализа полученной информации, учатся выдвигать гипотезы, искать их подтверждение, правильно интерпретировать увиденное. Серии слайдов, видеофрагментов и модели отражающие этапы развития космического объекта предназначены для организации мыслительного эксперимента. Таким образом, использование ИТ в виде презентаций с видеофрагментами, работы с интерактивными моделями позволяют активизировать учащихся на занятии, стимулируют их познавательную активность, способствует формированию элементов проектной и исследовательской деятельности: выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы). Кроме того, в процессе обсуждения учащиеся учатся слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус. На уроках контроля знаний по теме презентации используются для проверки качества знаний учащихся, подобранный материал сопровождается рядом вопросов, на которые учащиеся отвечают, используя знания, полученные ранее или при обсуждении представленных демонстраций. В этом случае предъявляются слайды как ранее использованные, так и новые, содержащие подобную информацию. Материалы разработанные по данному курсу могут быть использованы учащимися для восполнения пробелов в знаниях, самостоятельной работы при подготовке сообщений, творческих работ, так как содержат большое количество дополнительной информации, и отвечают самым разнообразным интересам школьников в области изучения астрономии. Пример использования лекционного слайд-шоу. В качестве примера использования лекционных слайд-шоу можно привести краткое описание фрагмента урока «Планеты Земной группы». На слайде представлены 4 фотографии общего вида планет, полученных с околоземной орбиты. Вопросы учащимся:
В результате обсуждения ответов на вопросы необходимо вспомнить конфигурации планет, проанализировать причины наличия или отсутствия атмосферы, обсудить ее роль в формировании рельефа планет, создании климатических условий на планете. Следующий этап – обсуждение различий физических условий на планете, формирования деталей на поверхности, где слайд-шоу иллюстрирует рассказ учителя. Завершается урок сравнением моделей строения планет Земной группы, на основании которого делается вывод об общности не только внешних признаков, но и структуры планет. Пример слайда из проверочной презентации:
Дидактические материалы
1). Тесты по темам курса астрономии предназначены для контроля уровня знаний учащихся и применяются в дополнении к слайд-шоу проверочного характера. Совместно с теоретическими вопросами по теме позволяют провести комплексную проверку знаний учащихся по теме. Ресурсы
Для демонстрации достаточно демонстрационного компьютера в кабинете физики и астрономии: системные требования: Windows 98/ME/2000/NT/XP, 64 MB RAM, Ms Word 97/2000/XP, Power Point 97/2000/XP, CD-ROM, 180 Мb для установки «Открытой астрономии» или 25 Мb для использования только моделей. Материалы, созданные школьниками Материалы являются результатом творческих работ школьников в форме рефератов, презентаций и публикаций, сопровождающих реферативные работы. Создание презентаций и публикаций требует от учащихся активной переработки материала, выделения главной идеи работы. В процессе создания презентации необходимо переосмыслить имеющуюся информацию, структурировать ее, выстроить логическую завершенность каждого слайда. Такая работа выводит учащегося на новый уровень усвоения знаний. Сама идея создания УМК, его структура и составные части таковы, что направлены на постоянную активную деятельность учащихся на всех этапах урока, самостоятельной деятельности. УМК позволяет не только учителю использовать новые информационные средства для повышения эффективности процесса обучения. В процесс научения учащиеся активно используют современные информационные технологии для получения и формирования устойчивых знаний, тем самым повышая эффективность усвоения знаний, полученных в процессе активной работы. Большое количество творческих работ учащихся разных классов, часть из которых вошла в пакет, высокий уровень знаний выпускников говорит об эффективности и перспективности его использования.
Келлих Татьяна Генриховна,
Сайт создан в системе uCoz
|