Теория и практика реализации международных образовательных телекоммуникационных проектов

Образовательное учреждение средняя школа №201 уже на протяжении нескольких лет активно участвует в международных телекоммуникационных проектах в области образования и предоставляет сетевые образовательные услуги. Исторически первым, создавшим базу для дальнейшего развития, был проект “Развитие кросс-культурной коммуникации в процессе изучения иностранного языка” в сотрудничестве с финскими школами Puololan koulu (г.Турку) и Школой Восточной Финляндии (г.Лаппеенранта). Координатором проекта является кафедра межкультурной коммуникации Педагогического университета им. А.И.Герцена. Наши учащиеся изучают финский язык, а финские дети – русский. В процессе обучения они общаются друг с другом, совместно выполняют исследовательские проекты, создают друг для друга учебные материалы и тесты. Учебной площадкой является виртуальная школа русского языка “Setka”: http://setka.tkukoulu.fi/russkij.htm

Именно спрос со стороны учителей финского языка на использование сетевой образовательной среды, давление со стороны учащихся и их родителей заставили администрацию школы приложить усилия, найти организацию-спонсора и обеспечить подключение школы. В последующие годы школы пережила всплеск интереса к использованию телекоммуникационных технологий в образовательном процессе. Имея перед глазами положительный пример коллег, учителя и учащиеся стали активно налаживать сотрудничество с коллегами в европейских странах и участвовать в работе европейских сетевых структур. Наши школьники под руководством педагогов стали постоянно участвовать в конкурсе международных школьных интернет-проектов “Европа в школе”, где создавали тематические проекты совместно со школьниками из Румынии, Болгарии и других стран, в международном конкурсе “Siemens-Join Multimedia” и других проектах.

Федоренко Иван Николаевич

В условиях, когда, рынок предоставления услуг доступа в Интернет в Санкт-Петербурге в 2002 году только формировался, обычная школа, расположенная в непристижном микрорайоне Купчино, стала одним из первых образовательных учреждений Фрунзенского района, имеющих высокоскоростной доступ в Интернет. Его активное и целенаправленное использование позволило учащимся школам на протяжении нескольких лет выигрывать призовые места и гран-при на районных конкурсах по информатике, участвовать в городских и всероссийских конкурсах по интернет-технологиям (например, во всероссийском конкурсе “Школьные музеи в Интернете”, приуроченном к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне). Наряду с прочими факторами, это стало конкурентным преимуществом школы, способствовало росту престижа и авторитета школы в глазах учащихся и их родителей, формированию позитивного имиджа в микрорайоне и позволило переломить негативную тенденцию к сокращению количества первоклассников, сложившуюся в предыдущий период.

В целом опыт средней школы №201 по внедрению телекоммуникационных технологий можно описать формулой: услуги + сети + положительный пример использования = развитие и расширение услуг + положительные внешние эффекты. В какой-то степени это повторяет опыт школ депрессивных регионов Северной и Восточной Финляндии, которые на фоне экономической стагнации стали пионерами внедрения телекоммуникационных технологий, что очень сильно повысило их авторитет в местном сообществе и позволило школам стать настоящими “локомотивами информатизации” и “точками роста” для этого региона.

Вопрос о том, что первично – услуги или сети, вовсе не является схоластическим спором о “курице” и “яйце”. Идеология и практика внедрения информационных и телекоммуникационных технологий определяют лицо российской системы образования на долгие годы. От того, каким будет наше образование, и каким его увидят новые граждане нашей страны, зависит, каким будет наше общество. Ведущий мировой исследователь вопросов формирования информационного общества М.Кастелс выделяет три модели существования информационного общества. Соотнося технико-экономические показатели (объемы электронной торговли, вложения в опытно-конструкторские разработки по отношению в ВВП, лицензионные платежи, число пользователей Интернета, количество сайтов в Интернете на 100 жителей, количество абонентов мобильных телефонов и т.д.) с данными социальной статистики (доля людей, живущих ниже уровня бедности; разрыв между группами с минимальными и максимальными доходами, ожидаемая продолжительность жизни, развитие организаций гражданского общества и СМИ, и даже количество заключений в тюрьмы) он выделяет
Англосаксонскую (модель Силиконовой долины): открытое информационное общество, движимое силами рынка, характеризуется высокой социальной несправедливостью и социальной исключенностью, в т.ч. оцениваемой по уровню преступности;
Северо-Европейскую (финскую модель): открытое информационное общество в сочетании с государством благосостояния, при высоких налогах, сильной системе социальной защиты и низкой социальной исключенности;
Азиатскую (сингапурскую модель): авторитарное информационное общество, с низким уровнем политических свобод, высоким уровнем социальной несправедливости и исключенности. (Кастелс М., Химанен П., “Информационное общество и государство благосостояния. Финская модель”, М., 2002, с.122).

С учетов вышеперечисленных факторов, можно сделать вывод, что то, каким образом, по какой модели проводить информатизацию системы образования – это вопрос не методический и не технико-экономический, а идеологический и политический. Вопрос того, каким мы хотим видеть наше общество в будущем.

Федоренко Иван Николаевич
аспирант кафедры прикладной и отраслевой социологии СпбГУ,
зам. директора по ШИС ОУ средняя школа №201 Фрунзенского района

Rambler's Top100
Сайт создан в системе uCoz