В условиях, когда, рынок предоставления услуг доступа в Интернет в Санкт-Петербурге в 2002 году только формировался, обычная школа, расположенная в непристижном микрорайоне Купчино, стала одним из первых образовательных учреждений Фрунзенского района, имеющих высокоскоростной доступ в Интернет. Его активное и целенаправленное использование позволило учащимся школам на протяжении нескольких лет выигрывать призовые места и гран-при на районных конкурсах по информатике, участвовать в городских и всероссийских конкурсах по интернет-технологиям (например, во всероссийском конкурсе “Школьные музеи в Интернете”, приуроченном к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне). Наряду с прочими факторами, это стало конкурентным преимуществом школы, способствовало росту престижа и авторитета школы в глазах учащихся и их родителей, формированию позитивного имиджа в микрорайоне и позволило переломить негативную тенденцию к сокращению количества первоклассников, сложившуюся в предыдущий период. В целом опыт средней школы №201 по внедрению телекоммуникационных технологий можно описать формулой: услуги + сети + положительный пример использования = развитие и расширение услуг + положительные внешние эффекты. В какой-то степени это повторяет опыт школ депрессивных регионов Северной и Восточной Финляндии, которые на фоне экономической стагнации стали пионерами внедрения телекоммуникационных технологий, что очень сильно повысило их авторитет в местном сообществе и позволило школам стать настоящими “локомотивами информатизации” и “точками роста” для этого региона.
Вопрос о том, что первично – услуги или сети, вовсе не является схоластическим спором о “курице” и “яйце”. Идеология и практика внедрения информационных и телекоммуникационных технологий определяют лицо российской системы образования на долгие годы. От того, каким будет наше образование, и каким его увидят новые граждане нашей страны, зависит, каким будет наше общество. Ведущий мировой исследователь вопросов формирования информационного общества М.Кастелс выделяет три модели существования информационного общества. Соотнося технико-экономические показатели (объемы электронной торговли, вложения в опытно-конструкторские разработки по отношению в ВВП, лицензионные платежи, число пользователей Интернета, количество сайтов в Интернете на 100 жителей, количество абонентов мобильных телефонов и т.д.) с данными социальной статистики (доля людей, живущих ниже уровня бедности; разрыв между группами с минимальными и максимальными доходами, ожидаемая продолжительность жизни, развитие организаций гражданского общества и СМИ, и даже количество заключений в тюрьмы) он выделяет С учетов вышеперечисленных факторов, можно сделать вывод, что то, каким образом, по какой модели проводить информатизацию системы образования – это вопрос не методический и не технико-экономический, а идеологический и политический. Вопрос того, каким мы хотим видеть наше общество в будущем.
Федоренко Иван Николаевич Сайт создан в системе uCoz
|