ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ, процесс обеспечения
сферы образования методологией и практикой
разработки и оптимального использования
современных информационных технологий,
ориентированных на реализацию
психолого-педагогических целей обучения,
воспитания. Этот процесс инициирует, во-первых,
совершенствование механизмов управления системой
образования на основе использования
автоматизированных банков данных
научно-педагогической информации,
информационно-методических материалов, а также
коммуникативных сетей; во-вторых,
совершенствование методологии и стратегии отбора
содержания, методов и организационных форм
обучения и воспитания, соответствующих задачам
развития личности обучаемого в современных
условиях информатизации общества; в-третьих,
создание методических систем обучения,
ориентированных на развитие интеллектуального
потенциала обучаемого, на формирование умений
самостоятельно приобретать знания, осуществлять
информационно-учебную,
экспериментально-исследовательскую деятельность,
разнообразные виды самостоятельной деятельности
по обработке информации; в-четвёртых, создание и
использование компьютерных тестирующих,
диагностирующих методик контроля и оценки уровня
знаний обучаемых.
В узком смысле И.о. -
внедрение в учреждения системы образования
информационных средств, основанных на
микропроцессорной технике, а также
информационной продукции и педагогических
технологий, базирующихся на этих средствах (см.
Компьютеризация
обучения).
И.о. - часть процесса
информатизации общества, которую принято
связывать с "информационным взрывом" (С. Лем).
Сущность его состоит в экспотенциальном
нарастании количества социально значимой
информации (научной, технологической, культурной
и др.). Это явление наметилось в конце 18 в.,
когда переработка всей информации стала
практически непосильной для одного человека.
Наиболее широкий масштаб этот процесс принял в
20 в. Потребность в развитии производства
информационных средств для создания, передачи,
хранения, обработки, тиражирования информации и
автоматизации информационных процессов
обусловила возникновение наряду с традиционными
информационными технологиями, базирующимися в
осн. на "бумажном" (книги, газеты и т.п.) и
"плёночном" (фото, кино) представлении
информации, новых информационных технологий
(НИТ), в основе которых лежат электронные
средства информации. Среди последних особую роль
сыграли ЭВМ (компьютеры) и аудиовизуальные
средства (телевидение, видео и
др.).
Новые информационные технологии не
вытесняют традиционные - количество "бумажной" и
"плёночной" информации продолжает нарастать,
поэтому процесс информатизации не сводится
только к внедрению НИТ. Постепенно складывается
многоуровневая система представления информации
на различных носителях и в различных знаковых
системах.
Происходит также процесс
"семиотизации" общества - появление и развитие
многочисленных знаковых систем, благодаря
которым образуется многокомпонентное
"информационное поле", представляющее собой
специфическое информационное окружение человека
(сочетание текстов, графического изображения,
звуковых и аудиовизуальных сообщений и др.).
Возникает проблема информационной
(коммуникативной) адаптации человека в
обществе.
Теоретической основой
информатизации общества является информатика. В
60-е гг. 20 в. этот термин использовался для
обозначения научной дисциплины об организации
поиска и накопления научно-технической
информации. Другое его значение было привнесено
из французского языка (informatique -
информационная автоматика) и определяло науку об
автоматизированных процессах передачи, обработки
и хранения информации на базе ЭВМ. Такое
понимание термина близко к английскому computer
science ("компьютерные науки"). С 80-х гг. под
информатикой понимается система знаний,
относящихся к производству, переработке,
хранению, поиску и распространению информации в
самых разнообразных её аспектах в природе,
обществе, техносфере.
Среди специфических
социально- педагогических проблем центральное
место занимает противоречие между темпом
приращения знаний в обществе и ограниченными
возможностями их усвоения индивидом. Попытки
разрешить это противоречие приводят к отказу от
абсолютного образовательного идеала
("всесторонне развитой личности") и замещения
его социально- детерминированным образовательным
идеалом - максимального развития способностей
человека к самореализации. Необходимо при этом
обеспечить человеку право выбора направлений
образования, что обусловливает введение
достаточно ранней дифференциации обучения и
создание систем непрерывного образования.
Реализовать идею непрерывного образования
возможно, лишь подготовив необходимые условия
для самообразования: создание организационной и
правовой основы для доступа к различным
источникам информации, формирование и развитие у
человека способностей, связанных с её поиском,
обработкой, восприятием, пониманием и
использованием. Человек, не владеющий
информационными технологиями, лишается одного из
адаптационных механизмов в динамично
развивающемся социуме. Информационные средства и
технологии становятся своего рода
"продолжениями" человека (Х.М. Мак-Люэн).
Возникает проблема формирования и развития
информационной культуры личности (см.
Медиаобразование).
В
СССР термин "И.о." в середине 80-х гг.
употреблялся в узком смысле. В 1988 группой
учёных под руководством А.П. Ершова была
разработана первая отечественная концепция И.о.
- формирование компьютерной грамотности как
элемента общеобразовательной подготовки
человека; обучение профессиональному
использованию НИТ; развитие содержания и методов
обучения на основе НИТ; использование НИТ в
качестве орудий труда; досуговое применение ЭВМ;
использование ЭВМ в управлении образованием.
Впоследствии предполагался массовый переход к
изучению общеобразовательных дисциплин с
использованием ЭВМ на всех ступенях образования;
ввод в действие общедоступных баз данных для
всех видов обучения и управления
образованием.
В 90-е гг. стала
преобладать концепция, отражавшая более общее
понимание И.о., её связь с информатизацией
общества. Согласно концепции, к осн.
направлениям И.о. относятся: массовое освоение
НИТ; проведение исследований по их
педагогическому внедрению и т.д. Установлено,
что различные звенья структуры средних учебных
заведений неодинаково "предрасположены" к
различным компонентам И.о. Наибольшую
потребность в компьютеризации испытывают
структуры поддержки учебно-воспитательного
процесса: системы управления образовательными
учреждениями, информационно- педагогическая
служба (библиотеки, медиатеки), медицинская
служба. Учителя принимают в основном три
направления применения ЭВМ: компьютер как
информационное средство для подготовки к
занятиям (поиск, отбор, создание, тиражирование
информации); средство диагностики, тренинга,
коррекции знаний, умений и навыков учащихся;
средство облегчения работы с педагогической
документацией. Функции обучения учитель
оставляет за собой.
Практика
информатизации школ поставила ряд проблем:
наиболее острая - проблема "сопротивления
учителей" внедрению НИТ, вызванная противоречием
между коллективными формами обучения,
характерными для классно-урочной системы, и
индивидуализацией обучения, стимулируемой
персональными ЭВМ. Другая проблема - уменьшение
межличностных контактов - связана, в частности,
с феноменом "хакерства" - появлением категории
людей, стремящихся погрузиться в виртуальную
реальность на экране компьютера, активно
взаимодействующих с ним, но оторванных от
реального мира. Важный круг проблем связан с
правовыми основами распространения информации:
права учащихся на получение информации, защита
от использования информации об учащихся другими
лицами ему во вред и от несанкционированного
доступа к школьным базам данных, авторское право
и, в частности, использование в образовательных
целях информации, на которую наложен запрет на
бесплатное распространение и
т.д.