работа в группах
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Объединение детей для обучения – неизбежная форма работы с ними и сегодня, и в будущем. Но объединение детей в группы имеет свои отличия: взаимозависимость членов группы, личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей, совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность, общая оценка работы группы, которая складывается из оценки формы общения учащихся в группе и результатов их общей работы.  

Поэтому данную форму работы я начинаю использовать лишь тогда, когда дети уже приобрели навыки общения друг с другом работая в парах постоянного и сменного состава, когда могут преодолеть замкнутость и скованность, становятся активными и творческими.

При организации групповой работы важно обратить внимание на размещение детей: они должны не толь-ко общаться, но и видеть друг друга.

Деление учащихся на группы должно носить игровой характер: игра «Жмурки», «Собери команду», «Сложи картинку» или просто жеребьевка. Задания, которые используются при групповой работе, могут быть общими для всей группы и дифференцированными для каждого её члена.

Вот несколько примеров работы учащихся в группах.

 

 

Окружающий мир.

4 класс.

   

тема урока: зона степей.

Цели урока: 1.Сформировать у учащихся представление  о  природной  зоне степе.

2.Познакомить с географическим положением зоны степей, особенностями климата, животным и растительным

миром.

3.Развивать умение работать с картой,

дополнительной литературой и гербарием.

5.Воспитывать умение работать сообща.

4.Учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Оборудование: карта природных зон, картинки с изображением животных Арктики, тундры, леса и степи, гербарий  степных растений, аудиозаписи песен «Где-то на белом свете», «Милая роща», «Увезу тебя я в тундру», дополнительная литература.

5.Воспитывать умение работать сообща.

4.Учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Оборудование: карта природных зон, картинки с изображением животных Арктики, тундры, леса и степи, гербарий  степных растений, аудиозаписи песен «Где-то на белом свете», «Милая роща», «Увезу тебя я в тундру», дополнительная литература.

 

Ход урока:

1.Организационный момент.    

Перед началом урока дети делятся на три группы, географы,

ботаники, зоологи.

-Нас сегодня ждет дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмемся скорей за работу,

Чтобы времени зря не терять.

И о том, что уже мы знаем

Поспешим друзьям рассказать.

2.Проверка знаний.

Задание учащимся - рассмотреть картинки с изображением животных и определить, в какой природной зоне они обитают.

После групповой работы проводится музыкальная викторина.

Задание учащимся – прослушав музыкальный отрывок, узнать природную зону.

v     песня «Где-то на белом свете»

·        О какой природной зоне эта песня?

·        Вспомните, как называл Арктику австралийский писатель Цвейг? (страна белой смерти)

·        Почему мы не согласились с этим высказыванием?

·        Какие животные обитают в Арктике?

Отвечая на этот вопрос, учащиеся прикрепляют на доску соответствующие картинки.

v     песня «Милая роща»

·        В какую природную зону мы перенеслись?

·        На какие подзоны делится зона леса?

·        Что вы можете сказать о территории занимаемой лесами в нашей стране?

·        А что скажете о растительном и животном мире лесов?

·        Какие же животные обитают в лесах?

Ответы учащихся иллюстрируются картинками, прикрепляемыми на доску.

vпесня «Увезу тебя я в тундру»

·        Какая природная зона расположена  между Арктикой и лесом?

·        Какие животные в ней обитают?

Учащиеся выполняют аналогичную работу.

·        Как эти и другие животные приспособились к суровым условиям данной природной зоны?

·        А какие признаки характерны для растений тундры?

·        С чем связаны такие особенности растений и животных?

3.Подготовка к изучению новой темы.

·        Выделяя  характерные признаки растений и животных, мы можем сформировать представление о климатических условиях природной зоны.

Учащимся предлагается прикрепить на доску оставшиеся у них картинки с изображением животных.

·        Все эти животные обитают в одной природной зоне, что вы можете сказать об их размере, об их окрасе?

·        Какие же растения преобладают в этой природной зоне?

·        Какие климатические условия способствуют обильному  произрастанию трав?

4.Работа над темой урока.

·        Вы перечислили некоторые характерные признаки еще од-

ной природной зоны, которая называется степь.

В русской лексикографии это слово появилось в начале 17 века, а впервые оно встречается в 1600 году в пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь». Происхождение этого термина до сих пор не имеет точного объяснения:

step-быть плоским, ровным(общеевропейское)

tapan-открытое, ровное место(азербайджанский)

tap-площадь, пустырь(хинди).

Задание учащимся - найти объяснение понятия степь в толковом словаре.

·        Что такое степь?

Задание учащимся – найти степь на карте природных зон.

·        На каких континентах встречается природная зона степи?

·        Где встречаются степи в России.

·        Какая промежуточная зона отделяет лес от степи?

·        Что вы можете рассказать о лесостепи?

·        А расширить знания о степной зоне поможет ваша исследовательская работа.

Задание учащимся – используя дополнительную литературу, подготовить выступление группы по теме:

географы – географическое положение и климатические

условия зоны степей; ботаники - растительный мир степей; зоологи – животный мир степей.

Выступления групп проводятся после их самостоятельной подготовки.

5.Закрепление изученного на уроке.

·        Сегодня мы путешествовали по бескрайним просторам  степей. Что нового вы узнали об этой природной зоне?

·        Попробуйте отразить свои знания, выполняя задание в тетрадях (рисунок степи).

Объяснение индивидуальной работы проходит в группе, а лучшие рисунки показываются всему классу.

6.Итог урока.

Так как основная работа на уроке проходила в группах, учащимся предлагается самостоятельно оценить работу каждого члена группы.

7.Домашнее задание.

·        Сегодня начать путешествие по природным зонам России

нам помогла музыкальная викторина: прозвучали песни об Арктике, тундре, лесе. Вспомните, в каких песнях поется о степи. 

 

 

Сайт создан в системе uCoz