Объединение детей для обучения
– неизбежная форма работы с ними и сегодня, и в будущем. Но объединение детей в группы имеет свои отличия: взаимозависимость членов группы, личная ответственность
каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей, совместная
учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность, общая оценка работы
группы, которая складывается из оценки формы общения учащихся в группе и
результатов их общей работы. Поэтому данную форму работы я
начинаю использовать лишь тогда, когда дети уже приобрели навыки общения друг с другом работая в парах постоянного и сменного
состава, когда могут преодолеть замкнутость и скованность, становятся активными
и творческими. При организации групповой
работы важно обратить внимание на размещение детей:
они должны не толь-ко общаться, но и видеть друг
друга. Деление учащихся на группы
должно носить игровой характер: игра «Жмурки»,
«Собери команду», «Сложи картинку» или просто жеребьевка. Задания, которые
используются при групповой работе, могут быть общими для всей группы и
дифференцированными для каждого её члена. Вот несколько примеров работы
учащихся в группах. |
Окружающий мир.
4 класс.
тема урока: зона степей.
Цели
урока: 1.Сформировать у учащихся
представление о природной
зоне степе.
2.Познакомить с географическим положением зоны
степей, особенностями климата, животным и растительным
миром.
3.Развивать умение работать с картой,
дополнительной литературой и гербарием.
5.Воспитывать умение работать сообща.
4.Учить детей наблюдать, рассуждать, делать
выводы.
Оборудование: карта природных зон, картинки с изображением
животных Арктики, тундры, леса и степи, гербарий степных растений, аудиозаписи песен «Где-то
на белом свете», «Милая роща», «Увезу тебя я в тундру», дополнительная
литература.
5.Воспитывать умение работать сообща.
4.Учить детей наблюдать, рассуждать, делать
выводы.
Оборудование: карта природных зон, картинки с изображением
животных Арктики, тундры, леса и степи, гербарий степных растений, аудиозаписи песен «Где-то
на белом свете», «Милая роща», «Увезу тебя я в тундру», дополнительная
литература.
1.Организационный
момент.
Перед началом урока дети делятся на три группы,
географы,
ботаники, зоологи.
-Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмемся скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять.
И о том, что уже мы знаем
Поспешим друзьям рассказать.
2.Проверка знаний.
Задание учащимся - рассмотреть картинки с изображением
животных и определить, в какой природной зоне они обитают.
После групповой работы проводится музыкальная
викторина.
Задание учащимся – прослушав музыкальный отрывок,
узнать природную зону.
v песня «Где-то на белом свете»
· О какой природной зоне эта песня?
· Вспомните, как называл Арктику австралийский писатель Цвейг? (страна белой смерти)
· Почему мы не согласились с этим высказыванием?
· Какие животные обитают в Арктике?
Отвечая на этот вопрос, учащиеся прикрепляют на доску
соответствующие картинки.
v песня «Милая роща»
· В какую природную зону мы перенеслись?
· На какие подзоны делится зона леса?
· Что вы можете сказать о территории занимаемой лесами в нашей стране?
· А что скажете о растительном и животном мире лесов?
· Какие же животные обитают в лесах?
Ответы учащихся иллюстрируются картинками,
прикрепляемыми на доску.
vпесня
«Увезу тебя я в тундру»
·
Какая природная зона расположена между Арктикой и лесом?
· Какие животные в ней обитают?
·
Как эти и другие животные приспособились к
суровым условиям данной природной зоны?
· А какие признаки характерны для растений тундры?
· С чем связаны такие особенности растений и животных?
3.Подготовка к изучению
новой темы.
·
Выделяя
характерные признаки растений и животных, мы можем сформировать
представление о климатических условиях
природной зоны.
Учащимся предлагается прикрепить на доску оставшиеся у
них картинки с изображением животных.
· Все эти животные обитают в одной природной зоне, что вы можете сказать об их размере, об их окрасе?
· Какие же растения преобладают в этой природной зоне?
· Какие климатические условия способствуют обильному произрастанию трав?
4.Работа над темой урока.
· Вы перечислили некоторые характерные признаки еще од-
ной природной зоны, которая называется степь.
В русской лексикографии это слово появилось в начале 17
века, а впервые оно встречается в 1600 году в пьесе Шекспира «Сон в летнюю
ночь». Происхождение этого термина до сих пор не имеет точного объяснения:
step-быть
плоским, ровным(общеевропейское)
tapan-открытое, ровное место(азербайджанский)
tap-площадь,
пустырь(хинди).
Задание учащимся - найти объяснение понятия степь в
толковом словаре.
· Что такое степь?
Задание учащимся – найти степь на карте природных зон.
· На каких континентах встречается природная зона степи?
· Где встречаются степи в России.
· Какая промежуточная зона отделяет лес от степи?
· Что вы можете рассказать о лесостепи?
·
А расширить знания о степной зоне поможет ваша
исследовательская работа.
Задание учащимся – используя дополнительную литературу,
подготовить выступление группы по теме:
географы – географическое положение и климатические
условия зоны степей; ботаники - растительный мир
степей; зоологи – животный мир степей.
Выступления групп проводятся после их самостоятельной
подготовки.
5.Закрепление изученного на уроке.
· Сегодня мы путешествовали по бескрайним просторам степей. Что нового вы узнали об этой природной зоне?
·
Попробуйте отразить свои знания, выполняя
задание в тетрадях (рисунок степи).
Объяснение индивидуальной работы проходит в группе, а
лучшие рисунки показываются всему классу.
6.Итог урока.
Так как основная работа на уроке проходила в группах,
учащимся предлагается самостоятельно оценить работу каждого члена группы.
7.Домашнее задание.
· Сегодня начать путешествие по природным зонам России
нам помогла музыкальная викторина: прозвучали песни об
Арктике, тундре, лесе. Вспомните, в каких песнях поется о степи.