Тема.
Преобразование логических выражений с использованием логических законов и
правил преобразования.
Цель
урока. Научить
учащихся применять основные законы булевой алгебры.
Ход
урока
I.
Проверка и обсуждение домашнего задания
-
по таблице истинности
составить формулы для Y1 и Y2
и упростить их:
А |
В |
С |
Y1 |
Y2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
Ответ: Y1 =
¬A · ¬B · ¬C + ¬A · ¬B · C + ¬A · B ·¬C = ¬A · ¬B · (¬C + C) + ¬A · B · ¬C = ¬A
· ¬B + ¬A · B · ¬C = ¬A · (¬B + B · ¬C) = ¬A · (¬C + ¬B)
Y2 = ¬A · ¬B · ¬C
+ ¬A · ¬B · C = ¬A · ¬B · (¬C + C) = ¬A · ¬B
II.
Закрепление материала
Покажем на примерах
некоторые приемы и способы, применяемые при упрощении логических формул:
1 |
|
2 |
применяется правило де Моргана, выносится за скобки общий множитель,
используется правило операций переменной с её инверсией); |
3 |
(повторяется второй сомножитель, что разрешено законом
идемпотенции; затем комбинируются два первых и два последних сомножителя
и используется закон склеивания); |
4 |
(вводится вспомогательный логический сомножитель (); затем
комбинируются два крайних и два средних логических слагаемых и
используется закон поглощения); |
5 |
(сначала добиваемся, чтобы знак отрицания стоял только перед
отдельными переменными, а не перед их комбинациями, для этого дважды
применяем правило де Моргана; затем используем закон двойного
отрицания); |
6 |
|
III. Самостоятельная
работа (15-20 минут)
Вариант 1. |
Вариант 2. |
1.
A+(¬A&B) |
1. A&(¬A+B) |
2. (A&B&¬B)+(A&¬A)+(B&C&¬C) |
2. A&B&¬C)+(A&B&C)+¬(A+B) |
3.
x+¬(y&¬z)+¬(¬x+y+¬z) |
3.
x&y+x&y&z+x&y&z+x&y&z |
IV.
Домашнее задание
Выполнить противоположный вариант самостоятельной
работы,
На
главную Уроки
|