|
Непрерывающаяся нить: |
Учебное кино - ТСО в учебном процессе - Комплексное использование ТСО - Развитие кабинетной системы - Учебное телевидение - Видеотехнологии в образовании - Медиаобразование
|
1896 год. Санкт-Петербург. Постоянная Комиссия по Техническому образованию Русского технического общества устроила в Соляном Городке ряд "кинематографических сеансов" для своих школ. Так родилось учебное кино или, точнее, использование кино как средства обучения. Естественнонаучные дисциплины испытывали особую необходимость в учебном кино, т.к. нуждались в наглядности, которая может показать не только устройство и строение, но и процесс, и развитие. Словом, учебное пособие могло сочетать наглядность с динамикой. Неудивительно, что первыми энтузиастами учебного кино были преподаватели естественных наук, такие, как С.А. Яковлев, преподаватель 10-й мужской гимназии.
|
За прошедшее столетие менялись педагогические идеи использования учебного кино, кинопедагогические требования к созданию учебных фильмов, методика и практика использования кино в учебном процессе, однако потребность в этом уникальном средстве обучения оставалась неизменной даже в суровые дни ленинградской блокады.
Рожденная практикой школы педагогическая проблема способствовала появлению и развитию в учреждениях повышения квалификации соответствующих структур.
1938 год. В Ленинградском городском институте усовершенствования учителей начинает работать секция учебного кино. Возглавил ее Исаак Яковлевич Меламедов, принимавший по поручению Ленгороно активное участие в создании в нашем городе сети фильмотек. Так появились в Ленинграде Центральная фильмотека и 8 районных, что способствовало широкому обслуживанию школ учебными кинофильмами. Секция же учебного кино оказывала методическую помощь сотрудникам предметных кабинетов ИУУ и учителям городских школ.
Уже в послевоенные годы внедрение технических средств обучения в учебный процесс школ вызвало необходимость решать множество проблем, связанных с их применением: научно-теоретических, методических, организационных, технических. В связи с актуальностью этих проблем возникла задача принципиального пересмотра организации процесса обучения учителей. Методическое обеспечение процессов самого обучения в ИУУ и самообразования педагогов в межкурсовой период было направлено на то, чтобы максимально помочь учителю научить ребят работать с экранной информацией, "переводить" визуальный язык в вербальный. Внимание методистов в этот период привлекали проблемы активизации познавательной деятельности уже на базе создания комплекса средств обучения.
|
1963 год. В институте усовершенствования учителей появился специальный кабинет технических средств обучения. При кабинете были организованы курсы кинодемонстраторов для учителей и лаборантов. Слушатели не только получали навыки владения школьной учебной аппаратурой, но, главное, знакомились с основами методики применения технических средств обучения в образовательном процессе.
|
|
История появления учебного телевидения в России (как и рождение учебного кино) тесно связана с именем нашего города. В 1963/64 годах на Ленинградском телевидении организованы первые постоянные циклы учебных передач. Это телеолимпиады по физике; Турнир СК (цикл просуществовал 7 лет); циклы учебных вечерних передач (с 1965 по 1970 г.); В помощь учителю и ученику "Физика - век XX" и другие. Методисты нашего института были первыми энтузиастами сотрудничества с TВ. |
|
|
А с 1965 года по распоряжению Минпроса учебные передачи начинаются и на Центральном телевидении. Практика учебного эфира потребовала более глубокого осмысления дидактических особенностей экранно-звуковых пособий. В 1964 г. в ЛГПИ им. А.И.Герцена была создана проблемная лаборатория учебного телевидения, основной задачей которой было психолого-педагогическое обоснование целесообразности применения учебных передач и создание циклов телепередач по различным предметам на урок. В связи с этим кабинет ТСО пополнился новыми кадрами. Они совместно с методистами лаборатории учебного ТВ принимали участие в создании телепередач и их апробировании, разработке теории и частных методик применения новых пособий, выпускали телепередачи в эфир. Опыт работы школ с учебным ТВ был одобрен коллегией министерства просвещения. |
С появлением программированного обучения важным направлением в деятельности кабинета ТСО стала работа по созданию средств обратной связи и классов автоматизированного контроля знаний. Они создавали условия для индивидуального и дифференцированного обучения, диалогового обмена информацией между учащимися и учителем, позволяли реализовывать в процессе обучения контроль и самоконтроль знаний.
На протяжении всех лет кабинет ТСО оказывал помощь школам в развитии кабинетной системы: укреплении материально-технической базы, создании учебных кабинетов, имеющих все необходимое учебное оборудование и наглядные пособия, которые позволяли учителю наиболее эффективно решать образовательные и воспитательные задачи. Совершенствованию кабинетной системы, созданию учебно-методических комплексов и их использованию были посвящены лекции и семинары, которые проводили методисты кабинета ТСО под руководством Людмилы Петровны Рыжиковой, с 1973 по 1988 годы возглавлявшей работу подразделения.
Появление в школе микрокалькуляторов от арифметических до инженерных и программируемых выдвинуло новую содержательную задачу. Решал эту задачу в кабинете А.А. Васильев-Куклин, своими лекциями и методическими разработками помогая учителям вводить микрокалькуляторы в практику их работы. |
В 70-80 годы речь шла уже не только о грамотном включении в ткань урока фрагмента фильма или о просмотре телепередачи; а об осмысленном и научно-обоснованном использовании комплекса средств обучения. Значит, учителю необходимо было помочь в глубоком освоении специфики экранно-звуковых пособий и методики их монтажа. Требовалось помочь педагогам в освоении принципиально новой стороны профессии - режиссуры урока. Методистами накоплен за эти годы достаточно солидный пласт дидактических материалов для преподавателей образовательных учреждений Ленинграда. А в педагогике страны родилась специальная область - дидактика экранно-звуковых средств обучения, что отнюдь не исключает сегодня продолжения разработок в этой области, учитывая развивающие возможности аудиовизуальных средств обучения нового поколения.
Эти годы выдвинули основные направления педагогического руководства киновосприятием: изучение теории и истории киноискусства, постижение фильма на эмоционально-эстетическом уровне для обогащения нравственной культуры; использование элементов кинообразования в качестве интенсивного творческого метода обучения; привлечение игрового кино как дополнительного материала в рамках предметных курсов, главным образом гуманитарных.
Помогая учительству города, сотрудники кабинета ТСО не ограничились только созданием методических рекомендаций по использованию учебных к/ф, но и разработали интересную программу по кинообразованию. Программу по кинообразованию утвердили в Минпросе СССР и Союзе кинематографистов. Кабинет ТСО ИУУ совместно с Государственным институтом театра, музыки и кинематографии проводит курсы "Основы киноискусства". Опыт по кинообразованию был представлен на всесоюзных конференциях, обобщен и находится в архивах Госкино.
Начавшаяся в 70-е годы совместная работа актуальна, продолжается и по сей день, став составной частью образовательной программы "Основы аудиовизуальной культуры".
|
Развивалась техника, рождались и совершенствовались средства нового поколения, но на протяжении 60 лет не прерывалась в ИУУ-УПМ нить развития идеи применения аудиовизуальных средств обучения как неотьемлемой черты современного процесса образования. |
Один из аспектов развития идеи - аудиовизуальное обучение взрослых (с использованием телевизионного эфира). Примером использования в дистантном аудиовизуальном обучении массовой коммуникации может быть популярная в 80-е годы телепередача "Час учителя". По замыслу ее создателей она не только оказывала "скорую помощь", т.е. знакомила с содержанием ближайших телевставок на урок и методическими советами по их применению. Ведущие передачи "Час учителя" выносили на обсуждение была и обратная телефонная связь) проблемы, связанные с обновлением содержания школьного образования, совершенствованием методики обучения и воспитания учащихся. |
|
Это были встречи с мастерами педагогического труда, авторами учебников, научной и методической литературы, ведущими методистами ИУУ. С помощью ТВ оказывалась поддержка учителю, и усиливалось влияние ИУУ на формирование образовательной политики города. |
Теперь, когда учебные передачи для детей и взрослых канули в прошлое, телевизионный эфир для них недоступен, стабильный государственный заказ на производство экранных средств обучения практически отсутствует, педагогические и образовательные идеи прорастают в иных формах. Способствует этому учебная видеозапись. У центра аудиовизуальных и интерактивных технологий УПМ, преемника ранних структур ИУУ, появилось с 1990 года в деятельности новое производственное направление, обусловленное необходимостью разработки (в содружестве с другими подразделениями) и создания нового типа целевых аудиовизуальных пособий - сопровождения образовательных программ Университета. |
|
|
С 1988 года возглавила центр современных средств обучения и по настоящее время руководит его работой - Наталья Васильевна Семенова. Центр усиливает свои связи с научными и культурно-просветительскими учреждениями города и России. Работа строится с учетом достижений мировой практики, в сотрудничестве с ведущими учеными этого направления в нашей стране д.п.н. Л.П. Прессманом, Л.С. Зазнобиной, Л.М. Зельмановой, д.психол.н. А.А. Степановым, к.п.н. Н.В. Тимерманис, Н.И. Орещенко и другими.
Под руководством НИИ ШОТСО Академии наук СССР (теперь Институт средств обучения РАО) ведется апробация компьютерных программ по предметам; координируются планы и проводятся совместные семинары с аналогичными подразделениями учреждений системы повышения квалификации Северо-Западного региона и России. На базе центра в 1989 г. совместно с сектором кино Всероссийского НИИ искусствознания проведено учредительное собрание и родился Ленинградский филиал Ассоциации друзей кино, в работе которого принимают участие многие работники образовательных учреждений.
В Доме кино сотрудниками центра проведены (1988г.и 1989 г.) конференции "Проблемы учебного кино" с приглашением руководителей и ведущих режиссеров "Леннаучфильма" и "Школфильма" (Москва). Поддерживаются тесные связи с вузами Ленинграда, Ленинградским отделением педагогическиго общества, Домом научно-технической пропаганды.
|
Проникновение в нашу жизнь электронных средств массовой коммуникации выдвигает на первый план концептуальные идеи медиаобразования, актуальные для всего мира. Решать задачи медиаобразования - значит готовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения с помощью технических средств. Таким образом, на сегодняшний день медиаобразование становится компонентом общекультурной и профессиональной подготовки учителя в соответствии с социальным заказом. Видео*, CD-ROMы, DVD, Интернет предоставляют человеку возможность индивидуального общения с экраном. Он может выбрать интересующую его кассету (диск, сайт), в любой момент остановить изображение, вернуть экранное действие назад (чтобы, например, лучше разобраться в сложном эпизоде, тексте), получить дополнительную информацию в интерактивном режиме, просмотреть один и тот же аудиовизуальный материал на разных языках. Иными словами, не только использовать все те преимущества, которые имеет процесс чтения книги, но и (в случае с персональным компьютером) в виртуальном мире реализовать свои творческие идеи. Уже сегодня созданы компьютерные игры с объемным изображением и звуком, рассчитанные не только на развлечение, но и на развитие памяти, реакции, интеллекта, логики, внимания, художественного восприятия и воображения. Современные технологии позволяют любому человеку создавать свои компьютерные фильмы, энциклопедии, газеты, журналы, интернетные сайты и многое другое.
Огромные возможности для развития творческих способностей открывает видеосъемка, не требующая, в отличие от киносъемки, громоздкой системы проявки пленки, печатанья копий, синхронизации звука. Видеосъемка теоретически доступна каждому, ее результаты можно тут же увидеть на экране телевизора или монитора. Как и общение с компьютерами, видеотворчество из достояния профессионалов постепенно становится все более массовым явлением. Свою роль в экспансии медиа играет и спутниковое телевидение, благодаря которому можно принимать не пять-шесть каналов, как раньше, а несколько десятков (если не сотен), причем из самых разных стран планеты. Рождается иллюзия доступности культуры. Однако подлинное приобщение к культуре не может быть обеспечено лишь расширением информационных возможностей. Следовательно значение и роль медиакультуры возрастает поистине в геометрической прогрессии. Сегодня медиа (средства массовой коммуникации) - комплексное средство освоения человеком окружающего мира (в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах). Потенциал медиакультуры в современном образовательном процессе определяются широким спектром развития человеческой личности: эмоций, интеллекта, самостоятельного творческого и критического мышления, мировоззрения, эстетического сознания (восприятия, умений художественного анализа и пр.), активизации знаний.
Работа учителя, не умеющего полноценно воспринимать аудиовизуальную информацию, не владеющего методикой медиаобразования школьников, далека от современных требований, предъявляемых к педагогическому процессу, нацеленному на развитие личности. Практика реальной жизни показывает, что зачастую дорогостоящая техника в школах остается лишь забавой, т.к. отснятые видеоматериалы сами по себе еще не являются учебными пособиями для детей и взрослых. Сотрудникам центра АВИТ С-ПбГУПМ представляется опасным зарождение суррогата педагогической видеокультуры, при которой учитель удовлетворяется низким педагогическим и техническим уровнем авторского учебного видеоматериала, тем самым закрепляя в сознании и заставляя копировать предельно упрощенные формы визуальной культуры. Особенности современной социокультурной ситуации и реалии сегодняшнего дня определили для нынешнего состава сотрудников центра АВИТ необходимость формирования у преподавателей учебных заведений потребности в овладении основами аудиовизуальной культуры.
*) Использованы материалы монографии А.В.Фёдорова "Медиаобразование: история,теория и методика"
|
Уже в 1994 г. разработана и постоянно совершенствуется образовательная программа центра АВИТ "Основы аудиовизуальной культуры". В реализации данной программы сотрудники опираются на научный и творческий потенциалы нашего города, сотрудничая с учеными Всероссийского института искусствознания, Государственного университета, РГПУ им. А.И. Герцена, деятелями искусств. Образовательный маршрут позволяет работникам Петербургской школы не только полнее использовать информационные ресурсы, лучше ориентироваться в новых информационных технологиях, но и обрести навыки овладения их инструментарием для самостоятельного представления своих материалов на электронных носителях. В процессе курсовой работы на базе видеостудии университета педагог имеет возможность реализовать авторский проект. Например, создать свой видеофильм, сформировать и записать на CD-ROMе пособие по предмету.
Мы открыты и готовы к сотрудничеству.
Соотнесенность с министерской программой "Основы экранной культуры" для учащихся 1-11 классов (1994 г.), обеспечение годичного курса современными электронными учебными средствами, созданными методистами центра АВИТ, в том числе и первое учебное пособие "Азбука видео" (автор Смирнов Н.В.), инновационные для системы повышения квалификации формы обучения ( практическая видеосъемка, практикум по монтажу на базе S-VHS студии, машинное время компьютера, фестиваль готовых авторских видеопособий и многое другое ) - все это служит удовлетворению профессиональных потребностей работников образования.
Одним из ощутимых результатов совместной курсовой работы стало пополнение развивающегося видеобанка университета авторскими пособиями петербургской школы, созданными как в период обучения, так и в самостоятельной творческой деятельности педагогов города. Материалы видеобанка (3000 часов экранного времени), создаваемые сотрудниками центра на новых носителях, обеспечивают не только процесс обучения в самом УПМ. Целевые видеопособия создаются с учетом будущих дистанционных форм образования. Университет с первых дней существования банка (1989 г.) сделал его доступным образовательным учреждениям города во имя реальной возможности непрерывного процесса образования петербургского учителя. Мы надеемся, что новый уровень информационной и деловой культуры методической службы способствует совершенствованию педагогического мастерства преподавателей нашего города. Материалы видеобанка центра АВИТ давно востребованы и педагогическим сообществом всей страны.
От появления в ИУУ записывающей видеоаппаратуры до реальной возможности обеспечения видеопособиями разных жанров образовательного процесса Университета педагогического мастерства прошло более десяти лет. Появившиеся производственные задачи потребовали развития материально-технической базы центра аудиовизуальных и интерактивных технологий и иной квалификации его сотрудников. На сегодняшний день общеуниверситетский центр располагает студией как линейного монтажа, так и нелинейного в компьютере ( в форматах VHS, S-VHS, mini-DV) на самом современном уровне видеопроизводства. В процессе реализации идей сложился коллектив (методисты: Н.В.Смирнов, С.А.Семёнов, заведующая Н.В.Семёнова), постоянно повышающий свою квалификацию, в том числе и через профессиональное сотрудничество с ТВ, кино- и видеостудиями страны, кафедрами вузов Санкт-Петербурга, занимающимися разработкой мультимедиа.
Потребности образовательной системы, вдохновляющий опыт предшественников, творческий потенциал коллектива, достаточная материально-техническая база -- залог непрерывности развития идей аудиовизуального обучения в нашем учреждении.
|
|