В начале 1980-х годов в связи с введением в школы нового предмета «Основы информатики и вычислительной техники» в Санкт-Петербургском Университете педагогического мастерства (в прошлом ИУУ – институт усовершенствования учителей, а ныне АППО – академии постдипломного педагогического образования) был открыт методический кабинет по преподаванию нового курса. Кабинет был оснащен компьютерами типа «Ямаха», к ним прилагалось соответствующее программное обеспечение, которое могло быть использовано при преподавании курса ОИиВТ. Руководил работой этого кабинета Борис Самсонович Медведь, опытный программист, преподаватель специализированной школы с углубленным изучением программирования № 30 Василеостровского района. Кабинет оказывал помощь начинающим учителям в разработке содержательных линий курса, в поиске форм и методов преподавания курса ОИиВТ как в машинном, так и в безмашинном вариантах. Особенно детально в то время разрабатывалась методика преподавания одной из наиболее сложных тем «Алгоритмизация и программирование». Учителями было разработано много программ на различных языках программирования, использовавшихся на имеющейся в то время технике. Многие из них актуальны и сегодня.
В середине 1980-х годов в ИУУ дополнительно к кабинету создается лаборатория во главе с заведующим, к. п. н. Бережным Леонидом Николаевичем. Эта лаборатория в основном занималась вопросами преподавания информатики на самом начальном этапе (детские сады, начальные классы школ). Совместно с образовательными учреждениями города, работающими на совершенно разной технике, создавалась концепция «Развивающей информатики», которая в дальнейшем имела продолжение в разработках Санкт-Петербургского образовательного стандарта по информатике. Основные содержательные линии развивающей информатики нашли отражение в методических пособиях и рекомендациях, которые выпущены сегодня петербургскими авторами, учителями информатики и начальных классов в различных издательствах Москвы и Санкт-Петербурга.
В начале 1990-х годов в России совместно с фирмой IBM в 15 регионах реализуется пилотный проект. В соответствии с этим проектом в Санкт-Петербурге создаются классы, оснащенные компьютерами IBM, которые сопровождаются специальным программным обеспечением, методическими материалами, программно-методическими комплексами, позволяющими полностью реализовать курс ОИиВТ. Для постоянной подготовки учителей информатики работе с ПМК в ИУУ был также установлен класс, оснащенный компьютерами IBM. На базе этого класса был открыт региональный центр «Pilot schools», директором которого стал Юрак Александр Евгеньевич, опытный учитель информатики, прошедший специальную подготовку на курсах IBM в Москве. Курсовая подготовка учителей информатики по пилотному проекту стала хорошей основой для формирования высококвалифицированных специалистов, которые легко перешли на преподавание современных информационных технологий, развивающих идеи, заложенные в «Pilot schools».
В дальнейшем возникла необходимость создания единого центра, объединяющего и координирующего деятельность всех имеющихся структур УПМ по преподаванию информатики. Был создан в 1995 году Центр информационных систем обучения, во главе которого стала Петухова Елена Всеволодовна, имевшая большой опыт преподавания информатики и стоявшая у истоков организации и внедрения в образование информационных технологий, так как до этого около 10 лет возглавляла в Комитете по образованию направление трудового обучения, воспитания, профориентации и компьютеризации. Основными задачами в работе ЦИСО сотрудники видели организацию различной курсовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации всех учителей информатики города, организацию методической помощи районным центрам информатики, в которых на тот период было сосредоточено обучение значительной части учащихся основам ОИиВТ. Идеи, заложенные в работе центра по внедрению информационных технологий во все сферы деятельности образовательных учреждений, разработка различных долгосрочных программ компьютеризации УПМ, информатизации районов, концепций создания единого информационного образовательного пространства лежат в основе ряда документов, функционирующих и сегодня.
В связи с возросшим внедрением новых информационных технологий в образование возникла необходимость создания центра информатизации образования, который бы в своей деятельности решал не только проблемы, связанные с преподаванием информатики, но в значительной степени организовывал бы работу с различными категориями работников образования (учителями-предметниками, руководителями школ, библиотекарями, школьными психологами, социальными работниками), а также с сотрудниками УПМ по овладению ими новыми информационными технологиями и использованию их в своей практической деятельности. Заведующей новым центром в 2001 году была назначена Мылова Ирина Борисовна, к. п. н., опытный учитель информатики. Под руководством И. Б. Мыловой была доработана и начала внедряться концепция информатизации УПМ, апробированы и реализованы новые интегрированные курсы для учителей-предметников, других категорий работников образования. Уделяется внимание совместной деятельности с другими образовательными учреждениями городского подчинения по выработке единой концепции и единых подходов в информатизации образования в городе. Начата работа по созданию медиатеки, сотрудниками ЦИО создаются собственные учебники и электронная поддержка для преподавания курсов по новым информационным технологиям. В ЦИО также ведется и научная деятельность.
Использование новых информационных технологий — сравнительно молодое направление в образовании, но, несмотря на это, развивается оно стремительнее, чем другие. Это требует от сотрудников постоянного высокого профессионального уровня, систематического повышения собственной квалификации, умения не только самому использовать самые новые технологии, но и профессионально обучать этому других. Созданная сегодня в АППО структура действительно является центром по внедрению новых информационных технологий не только в деятельность самой академии, но и в работу образовательных учреждений Санкт-Петербурга, таким образом, центром вносится значительный вклад в создание единого информационного образовательного пространства города.